Слайд 1Информационные и коммуникационные технологии
Слайд 2Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее
различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и
передачи информации.
Слайд 3 В это определение умышленно не включено слово "использование". Использование информационных
и телекоммуникационных технологий позволяет говорить о еще одной технологии -
технологии использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, медицине, военном деле и многих других областях деятельности человека, что является частью технологий информатизации
Слайд 4Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов:
Слайд 5Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний
и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от
поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Слайд 6Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку
успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным
изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.
Слайд 7В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является
важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу
реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.
Слайд 8Преимущества использования ИКТ
в образовании перед традиционным обучением
Е.И. Машбиц к
набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями
относит следующее:
1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Слайд 9 4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных
задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и
анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Слайд 10Основные направления использования ИКТ в учебном процессе
1) при изложении
нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа
презентаций Power Point);
2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа "Физикон", "Живая геометрия";
3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
Слайд 11 5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие
программы);
6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных
уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Слайд 12 В основе средств ИКТ, используемых в сфере общего среднего образования,
находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств.
Слайд 13С помощью специального оборудования и программного обеспечения через сеть Интернет
можно проводить аудио и видеоконференции.
Слайд 14 С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к
учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской
деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Слайд 15 Благодаря современным информационным и телекоммуникационным технологиям, таким как электронная почта,
телеконференции или ICQ общение между участниками образовательного процесса может быть
распределено в пространстве и во времени. Так, например, педагоги и обучаемые могут общаться между собой, находясь в разных странах, в удобное для них время. Такой диалог может быть растянут во времени - вопрос может быть задан сегодня, а ответ на него получен через несколько дней. С помощью таких подходов становится возможным обмен информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные задания), что позволяет обучаемым и преподавателям анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое удобное время.
Слайд 16 Наличие "образовательных" направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь. К
таким направлениям относятся:
- изменение в условиях информационного общества содержания и
функций образования, форм и методов педагогической деятельности;
- положительное влияние ИКТ и средств информатизации на развитие творческих способностей и профессиональной ориентации;
- воспитательное воздействие информационных технологий;
Слайд 17
- появление возможности использования мультимедиа-технологий в образовании;
- дальнейшее развитие
непрерывного образования в условиях информационного общества;
- развитие и повсеместное
использование электронных моделей средств обучения;
Слайд 18
- становление развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества;
-
внедрение информационных и коммуникационных технологий в дополнительное образование;
- сочетание
возможностей традиционного и инновационных способов обучения в информационном обществе;
Слайд 19
- формирование информационной культуры преподавателей для работы во всех формах
учебного процесса;
- порождение новых подходов к управлению учебным заведением
и оценке качества педагогического труда;
- глобализация и интеграция образовательных услуг в информационном обществе.