Разделы презентаций


История Иванчугских церквей

СОДЕРЖАНИЕ:I. ВВЕДЕНИЕ.II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:Краткая история рождения села. Упоминание о первой иванчугской часовни.Рождение храмов.Судьба последнего храма.История иконы Федоровской Богоматери.III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.История предков всегда

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Возрождение духовности» /История Иванчугских церквей/ Исследовательская работа по программе «Летопись родного края»
МОУ «Иванчугская

СОШ»
Шавашов Евгений ученик 8 класса
Научный руководитель:
Чугунова

Галина Сергеевна, учитель истории.
Консультант
Чернышева Е.В., учитель информатики.


«Возрождение духовности» /История Иванчугских церквей/ Исследовательская работа по программе «Летопись родного края» МОУ «Иванчугская СОШ» Шавашов Евгений

Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ:
I. ВВЕДЕНИЕ.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Краткая история рождения села.
Упоминание о первой

иванчугской часовни.
Рождение храмов.
Судьба последнего храма.
История иконы Федоровской Богоматери.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV. СПИСОК

ИСТОЧНИКОВ.

История предков всегда любопытна для тех, кто достоин иметь Отечество … М.Карамзин

СОДЕРЖАНИЕ:I. ВВЕДЕНИЕ.II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:Краткая история рождения села. Упоминание о первой иванчугской часовни.Рождение храмов.Судьба последнего храма.История иконы Федоровской

Слайд 3 Однажды мне на глаза попала

статья «Утерянная святыня» из местной газеты. Но не сама статья

вначале привлекла мое внимание, а старая, потертая временем фотография. На ней был изображен великолепный храм, а ниже подпись «Храм Святой Троицы в селе Иванчуг.1902 г». Меня даже жаром обдало: так это же мое родное село! Я немного знал историю родного села из материалов стендов в кабинете истории, из рассказов односельчан и моей бабушки, но об этом храме я даже и не слышал.
С огромным интересом я вчитывался в строки статьи. И чем дальше читал, тем больше вопросов возникало. В статье говорилось, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нем находилась небольшая церквушка. Человек начинал свой жизненный путь со своего крещения в церкви, и в последний путь его провожали через церковь. Не значит ли это, что именно церковь - тот духовный стержень, утратив который, человек теряет душу, а это значит и духовность, чуткость и многие другие человеческие качества.

ВВЕДЕНИЕ

Однажды мне на глаза попала статья «Утерянная святыня» из местной газеты. Но

Слайд 4 Материал статьи был слишком мал, чтобы

ответить на все мои вопросы. И тогда я решил найти

более подробные сведения об иванчугском храме. Я постарался пересмотреть в Астраханском государственном архиве все, что связано с историей храма. Материал оказался очень любопытным.
Материал статьи был слишком мал, чтобы ответить на все мои вопросы. И тогда

Слайд 5 Село Иванчуг оказалось одним

из самых ранних на Нижней Волге. Уже при Иване Грозном

были учуги (деревянные забойки для ловли крупной рыбы) на реках Иванчуг и Бурунтай.
В 1568 году был основан присланным в Астрахань игуменом Кириллом Астраханский Троицкий монастырь. Ему принадлежали воды Волги от Чагана до моря с буграми, лесами, протоками Хмелевской, Истубой и Карасой.
Монастырь быстро строился и рос. Он имел свои рыбные лавки, струги, дощаники, соляные озера. Но самым дорогим богатством были учуги. Наиболее уловистым из всех учугов Троицкого монастыря считался Иванчуг.
К концу XVI века на Бурунтаевском бугре было уже довольно много монахов, которые, живя здесь на высоком удобном месте, следили за своими монастырскими учугами – Иванчугским, Бурунтаевским и другими, за ловцами и за рыбой для монастыря. Монахи Троицкого монастыря могли иметь в городе торговые лавки и беспошлинно в них торговать, строить суда. Монахи зорко следили за ходом работ на рыбных промыслах. Стоило кому-либо нанести малейший ущерб доходам монастыря, как в Москву летели челобитные.

Учуги
(со старинного рисунка).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.Краткая история рождения села

Село Иванчуг оказалось одним из самых ранних на Нижней Волге. Уже

Слайд 6 В 1636 году в Иванчуге

побывал известный Голштинский посол Олеарий, и по его описаниям в

Иванчуге уже была часовня.
14 октября 1636 года у него в «описании» дословно записано следующее: «После обеда достигли мы часовни Иванчуг, в тридцати верстах от Астрахани. За этой часовней находится главное место рыболовства, называемое учуг и принадлежащее Троицкому монастырю в Астрахани».
Это свидетельство очевидца дает неопровержимое доказательства лишь того, что первая часовня в Иванчуге была построена не позже 1663 года, и нисколько не опровергает того мнения, что эта или такая же часовня существовала здесь гораздо раньше, только не было путешественника или кого-либо еще, который бы записал о ней в свой дневник.

2.Упоминание о первой иванчугской часовни.

В 1636 году в Иванчуге побывал известный Голштинский посол Олеарий, и по

Слайд 7 Царь Алексей Михайлович в 1646 году

подтвердил грамотой, что Иванчугский учуг и Троицкий бугор принадлежат монастырю.

Заручившись такой важной грамотой, монахи Троицкого монастыря построили в Иванчуге в 1655 году церковь Святой Живоначальной Троицы для ловцов-разночинцев и переселенцев, которые жили при учуге. В 1670 году здесь побывал Степан Разин и оставил в дар церкви чудотворную икону Федоровской Богоматери.
Этот храм существовал до 1797 года. Сначала он стоял при учуге на столбах – сваях. Затем, когда здание пришло в негодность из-за постоянного затопления водой, священники обратились с просьбой к епархиальному начальству о разрешении построить новый храм. После долгого ожидания было получено разрешение. В нем было сказано: «Состоящую при астраханской Троицкой церкви приделанную Харлампиевскую церковь, как ненужную, перенести на Иванчугский учуг и поставить там на Канычинском бугре во имя св. Троицы, а старую разломать и употребить на ограду».

3. Рождение храмов.

Царь Алексей Михайлович в 1646 году подтвердил грамотой, что Иванчугский учуг и Троицкий

Слайд 8 Но нужно заметить, что Харлампиевская

церковь была сооружена в 1728 году и во время перенесения

по клировой ведомости числилась уже ветхой. Поэтому, конечно же, была недолговечной.
С 1831 года Иванчуг был объявлен приходским селом. Забота о храме легла на местных прихожан. Было решено строить новый храм. В 1844 году храм был построен и освящен с именем Святой Троицы. Церковь эта была деревянная с такой же колокольней. «Стоит на каменном фундаменте, обнесена каменной оградой, теплая. Престолов в ней три: главный – во имя Святой Троицы, правый придел в честь Федоровской Богоматери, а левый в честь трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Еще имеются три часовни, построенные на старых местах прежних храмов».
Не очень долго существовал третий храм. Жителям острова Иванчуга угрожала опасность быть смытыми водой – им нужно было уходить на другое место. На храм нашлись покупатели и перенесли его в Караванное, а иванчугцы сделали себе новый, четвертый, на новом месте в 1884 году, куда в очередной раз была перенесена икона Богоматери.

Фрагмент панорамы.

Но нужно заметить, что Харлампиевская церковь была сооружена в 1728 году и

Слайд 9 Четвертый и последний Иванчугский храм

Святой Троицы был краше других храмов, самый красивый. (Именно его

фотографию я и увидел на страницах газеты.)
Сам храм был деревянный, обложенный кирпичом. Кресты и купола (1 купол большой и 2 меньших размеров) покрыты золотом. Была построена и колокольня.
В 1930-е годы церковь закрыли, а в 1939 году из Астрахани приехали люди с приказом о снесении церкви. В этот же год ее и стали ломать. Так как церковь была сделана из сруба, ее растаскивали по бревнышку. Купала и кресты снимали и переплавляли. Иконы рубили и отдавали морякам на дрова. Правда, часть икон иванчугцы сохранили у себя. Спасена была и чудотворная Федоровская икона Богоматери, помолиться к которой приезжали люди со всей России и из-за рубежа.

Троицкая церковь
в селе Иванчуг.

4.Судьба последнего храма.

Четвертый и последний Иванчугский храм Святой Троицы был краше других храмов, самый

Слайд 10 В 1670 году, вскоре после захвата Астрахани, Степан Разин

в сопровождении нескольких тысяч восставших побывал на Иванчугском учуге. Здесь

он сделал себе флот и весной начал свой поход в Персию.
В церкви Иванчуга Разин оставил икону Федоровской божьей матери. «Сей образ во имя божьей матери Федоровской с того времени и доныне находится в местном храме с тем украшением, какое было на нем», - так было написано в церковной летописи иванчугской церкви в 1875 году.
Эта икона была точной копией чудотворной иконы Федоровской Богоматери, с 1239 года хранившейся в одном из храмов г. Костромы. Она особенно почеталась царским домом Романовых, так как ее считали покровительницей родоначальника Романовых Михаила Федоровича, а значит и всей династии.
Древнейшие копии ее были в Городецком монастыре, в Ярославле, в Нижнем Новгороде, в Моршанске и в Астраханской губернии в Иванчугской церкви.
Та копия иконы, что хранилась в Иванчуге, была скорее всего вывезена С.Разиным из какого-то храма Костромской губернии.
По описанию священника И.Орлова, Иванчугская икона действительно была древней. Он пишет, что, судя по живописи, она написана в начале XVI или даже XV века, написана на сосновой доске. Живопись была лишь немного потерта. Желая сохранить ее еще надолго, служители иванчугской церкви покрыли ее стеклом в 1900 году.
Икона была украшена серебряно-золотой ризой, в которой с окладом и массивным венцом было весу более 16 кг. Риза с украшениями: на венце бриллиантовый крест из 12 камней, на самой ризе 3 звезды: одна бриллиантовая, другая – изумруд, осыпанный бриллиантами, третья – изумруд, осыпанный алмазами. Ценная риза сделана в конце XIX века, венец сохранился древний.

5. История иконы Федоровской Богоматери.

В 1670 году, вскоре после захвата Астрахани, Степан Разин в сопровождении нескольких тысяч восставших побывал на

Слайд 11 Эта древняя икона два

с половиной века как святыня хранилась в Иванчугском храме. В

летнее время тысячи приезжих богомольцев молились перед чудотворной иконой и отходили с облегченным сердцем и с новой силой для перенесения недугов тельных и недугов житейских.
Местный священник И.Орлов утверждал, что село Иванчуг с 14 марта до глубокой осени с чудотворной иконой составлял средоточие религиозной жизни Астраханского края.
Когда в 30-е годы стали закрывать сельские церкви и очередь подходила к церкви Святой Троицы в Иванчуге, настоятель церкви Федор Лушпаев вывез ночью чудотворную икону из церкви, ночью же ее доставили в город, а оттуда отвезли в Киев. Лушпаев (сын) будто бы слышал от кого-то, что эта икона была вывезена за границу. Но как, кем и при каких обстоятельствах – неизвестно.
Эта древняя икона два с половиной века как святыня хранилась в

Слайд 12 Я собирал материал к этой

работе не один месяц. Очень хотелось восполнить еще одну забытую

страницу летописи родного села.
Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, «в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО» (В.М.Песков). Любить Отечество невозможно заставить с помощью законов. Любовь надо воспитывать.
Поэтому я хочу оставить свою работу в родной школе, чтобы материал можно было использовать на классных часах, на внеклассных мероприятиях.
И может со временем и в нашем селе восстановится тот духовный стержень, который поможет нам снова обрести духовность, чуткость и милосердие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я собирал материал к этой работе не один месяц. Очень хотелось восполнить

Слайд 13 Архивные материалы:
Указы из губернаторской канцелярии

Астраханской рыбной конторы. Основание: ГААО Ф.614. Оп.1 Д.104 Лл. 170

Высочайшие

указы и рапорты должностных лиц на учуги Астраханской рыбной конторы (январь – декабрь 1746). Основание: ГААО Ф.614. Оп.1 Д.309 Лл.39-40
Описание церквей в Астраханском уезде. Основание: ГААО Ф.857 Оп.1 доп. Д.4 Лл.26об.-31.
«Астраханские епархиальные ведомости» 1902 г. №7, №11, №14; 1909 г. №2; 1913 г. №7; 1915 г. №24
«Ключаревская летопись» 1887 г.
Марков А.С. «Найдено в Астрахани» г.Волгоград 1988 г.
Марков А.С. «По следам Степана Разина» г.Волгоград 1980 г.
Марков А.С. «Чудотворные и особо чтимые астраханские иконы» г.Волгоград 1988 г.
Орлов И. «Село Иванчуг и его святыня» г.Астрахань 1902 г.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

Архивные материалы:Указы из губернаторской канцелярии Астраханской рыбной конторы. Основание: ГААО Ф.614. Оп.1

Теги

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика