Слайд 1Тюгулева Татьяна Анатольевна
МБОУ СОШ №630 г.Санкт-Петербург
Медиаобразование.
Роль в современном процессе обучения
Слайд 2Современный мир трудно представить без медиа-средств массовой коммуникации
Слайд 3Что такое медиаобразование?
«Медиаобразование» (англ. media education, от лат. media –
средства) – это направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками
массовой коммуникации.
Слайд 4Актуальность введения медиаобразования
Целью современного медиаобразования является помощь людям всех возрастов
в развитии способностей поиска информации и выражения собственной позиции, формировании
навыков критического мышления, эффективных коммуникационных способностей, а также выработка активной гражданской позиции.
Слайд 5Задачи медиаобразования:
Подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.
Научить
человека понимать информацию, осознавать последствия её воздействия.
Овладевать способами общения на
основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Слайд 6Медиаграмотность:
Грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к
информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков,
содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий.
Слайд 7Особенности современного этапа развития медиаобразования в науке и педагогике
Предметом обзора
является весьма зрелый и самостоятельный пласт возникших на российской почве
знаний, занимающих видное место в мировой системе медиаобразования.
Данный обзор строится на наиболее актуальных публикациях и вводит в системный оборот целый ряд новых имён и тематик.
Роль государства в формировании образовательных стандартов и государственной идеологии как основы преподавания.
Слайд 85 моделей медиаобразования:
образовательно-информационная модель - изучение теории и истории, языка
медиакультуры;
воспитательно-этическая модель - рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале
медиа;
практико-утилитарная модель - практическое изучение и применение медиатехник;
эстетическая модель - ориентирована на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры;
социокультурная модель - социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров.
Слайд 9Три группы концепций медиаобразования:
Всякого рода грамотности – медиаграмотность, информационная грамотность,
цифровая грамотность .
Оценочные – формирование критического мышления.
Коммуникативные – не только
изучение самой области массовой коммуникации, но и освоение разнообразных процессов социального взаимодействия и передачи смысла.
Слайд 10Условия для эффективной
реализации целей медиаобразования:
Реализация принципа универсальности информации (наличие развитого
языка массовой коммуникации).
Свобода выбора информационного канала.
Равенство реципиентов перед информацией.
Слайд 11Участники медиаобразования:
Учителя школ и других образовательных учреждений.
Учителя, работающие в неформальных
молодёжных группах.
Исследователи.
Группы активистов, руководствующиеся политическими или моральными целями.
Медиакомпании – как
комерческие, так и некоммерческие.
Органы регулирования и саморегулирования СМИ.
Слайд 12Принципы медиаобразования молодёжи:
приоритетности защиты в информационной сфере прав и законных
интересов ребёнка;
допустимости и правомерности ограничения прав и свобод физических и
юридических лиц, когда их осуществление нарушает права и законные интересы детей или представляет угрозу их здоровью или нравственности;
Слайд 13Принципы медиаобразования молодёжи:
недопустимости цензуры средств массовой информации;
добровольности соблюдения установленных законодательством
РФ запретов и ограничений на распространение информации, причиняющей вред здоровью
и развитию детей;
недопустимости унижения человеческого достоинства; нарушение прав и свобод других людей;
Слайд 14Принципы медиаобразования молодёжи:
государственной поддержки производства и распространения информационной продукции для
детей;
допустимости ограничения прав и свобод ребёнка в информационной системе, когда
пользование ими может причинить вред самому ребёнку.
Слайд 15Необходимость медиаобразования:
Эффективность от внедрения ИКТ в учебный процесс зависит не
только от качества разработанных и включаемых в учебный процесс ИКТ,
но и от реализации соответствующих форм и методов преподавания.
Включение ИКТ в учебный процесс способствует активизации деятельности преподавателей со всеми вытекающими последствиями.
Основными способами использования ИКТ в учебном процессе являются мультимедийные презентации, электронные учебники.
Слайд 16Литература:
Мантуленко В.В. Роль медиа в современном мире и образовании. Самарский
госуниверситет, 2014. Сайт Медиапедагогика. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.mediapedagogics.ru/articles.html
Медиаобразование в
Москве, России, мире: сборник исследований /Под ред. В.В.Барабаша, Н.В.Поплавской. М.: МедиаПресс, 2014.-144 с.
Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов: ЦВВР, 2001.