Слайд 1Информационная модель объекта
Разработала
учитель информатики и ИКТ
МБОУ Урожайненской СОШ
Чикурова Ирина
Сереевна
Слайд 2Цель урока: сформировать у учащихся представление об информационной модели
Задачи:
обучающие: научить
определять информационные модели в окружающем мире
развивающие: развить внимание и память
воспитательные:
продолжить развитие интереса к предмету
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Слайд 3Роль и цели при разработке информационной модели объекта
Познавая окружающий мир,
каждый из нас формирует собственное представление о нём.
Одним из способов
познания является создание и исследование модели реального объекта, процесса или природного явления. При построении и исследовании модели принято вводить обобщённое понятие объект исследования (оригинал, прототип), понимая под этим любой материальный объект (процесс), а также природное явление.
Слайд 4
Под моделью понимают материальный или мысленно представляемый объект, который в
процессе исследования замещает объект – оригинал так, что его изучение
даёт новые знания об объекте-оригинале. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом исследования и с помощью которого изучает интересующий его объект.
Процесс моделирования представляет собой циклический
процесс, в результате которого можно неоднократно менять
саму модель, постоянно совершенствуя и уточняя её.
При создании модели важным этапом является сбор информации об объекте в том объёме, который требует поставленная цель построения модели. Без такой информации разработка модели невозможна.
Слайд 5Модель – это объект, отражающий существенные свойства реального объекта исследования,
которые отобраны в соответствии с заданной целью моделирования.
Нет строгих правил,
как лучше представить модель. Однако человечество накопило огромный опыт в этой сфере деятельности. Модели могут принимать различные виды и формы. Независимо от этого модель может быть отнесена либо к классу материальных, либо к классу нематериальных моделей.
Любая модель создаётся и изменяется благодаря имеющейся у человека информации о реальных объектах или явлениях. Умение создавать модели, как и в целом возможности в познании окружающего мира, зависят от умения человека правильно понимать и обрабатывать информацию. Эта информация может храниться в памяти человека, но если она будет представлена в какой-либо форме на одном из языков кодирования информации, то в этом случае можно говорить о создании и использовании информационной модели объекта исследования (оригинала).
Слайд 6Изучение одних сторон объекта-оригинала осуществляется ценой отказа от отражения других
сторон. Поэтому любая информационная модель замещает реально существующий объект лишь
в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть создано несколько информационных моделей, концентрирующих внимание на определённых сторонах исследуемого объекта и характеризующих объект с разной степенью детализации.
Слайд 7В качестве примера рассмотрим сферу жилищного строительства. Речь пойдёт о
строительстве жилого дома. Какова же должна быть информационная модель этого
дома?
Оказывается, их может быть множество. Их количество определяется целью, стоящей перед тем, кто имеет отношение к данному строительству. Очевидно, что с точки зрения покупателя квартиры, архитектора, инвестора и строительной организации при определении цели построения информационной модели существенно отличаются между собой. Таким образом, для рассматриваемого дома может быть создано несколько различных информационных моделей в зависимости от цели, которая ставится перед теми, кто её создаёт.
Слайд 8Предположим, целью покупателя является приобретение комфортного жилья. Для построения информационной
модели следует отобрать наиболее существенную информацию в соответствии с заданной
целью. Хотя понятие комфортности неоднозначно – каждый понимает его по-своему. Всё же попробуем выразить его в одной из возможных интерпретаций. Перечислим основные показатели, которые должны определить комфортность:
Дом должен быть расположен в тихом зелёном месте, оснащён современными техническими устройствами, в нем должен быть подземный гараж, в подъезде должна сидеть консьержка или охранник.
Слайд 9
Для построения информационной модели необходимо отобрать информацию, отражающую все перечисленные
выше требования, и представить её, например, в виде таблицы или
списка.
В задачу покупателя входит: поиск компаний, которые занимаются строительством подобных домов; построение для каждого варианта соответствующей информационной модели; по результатам анализа – выбор наилучшего варианта с точки зрения поставленной цели. Выбранный вариант будет являться информационной моделью.
Слайд 10Информационные модели строящихся домов с точки зрения покупателя. Цель –
приобрести комфортное жильё.
Слайд 11Информационные модели строящихся домов с точки зрения инвестора. Цель –
получить максимальную прибыль.
Слайд 12Информационные модели строящихся домов с точки зрения архитектора. Цель –
создать архитектурный проект, соответствующий окружающей среде.
Слайд 13На что следует обратить внимание при построении информационной модели:
сначала
следует чётко сформулировать цель построения информационной модели;
затем отобрать соответствующую
этой цели информацию для нескольких аналогичных объектов исследования;
представить эту информацию с помощью одного из языков кодирования информации, например в виде перечня параметров (показателей) и их значений по каждому объекту в табличной форме.
Слайд 14Задание:
В качестве объекта исследования выберите объект «школа» и разработайте информационные
модели , отражающие точку зрения ученика, родителя ученика, директора школы.
Для
каждой модели оцените её адекватность.