Слайд 1Развитие логического мышления учащихся
на уроках информатики
Сенякина Татьяна Петровна
Учитель информатики
МОУ СОШ №70
Слайд 2«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями твоей мысли,
а не памяти».
Л.Н. Толстой
Слайд 3Каждый человек знает много больше, чем может описать, рассказать и
продемонстрировать. Дома, в школе, на досуге — разные роли, дела,
партнеры требуют смены точек зрения на одни и те же вещи и понятия. Не всегда такие изменения удается осознать и оценить. Но часто опыт решения одних задач помогает справиться с другими задачами — благодаря удачной аналогии или просто уверенности в своих силах. Наша задача вселить эту уверенность в школьниках, научив их мыслить логически
Слайд 4Основные логические структуры
мышления формируются в возрасте 5-11 лет, и запоздалое
формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся
незавершённым.
Слайд 5Одной из задач моей курсовой работы была подборка и анализ
средств и приемов, используемых на уроках информатики, для развития
логического мышления учащихся.
Это :
Логические пятиминутки;
Задача на 5+;
Дидактические игры;
Использование интерактивной доски
Внеурочные мероприятия (викторины, КВН и др.)
Слайд 6Логические пятиминутки
«Логические пятиминутки» - как малая форма организации целенаправленного развития
учебно-логических умений учащихся младших классов
Слайд 8ТАК
И
КАК
,
И
Догадайся, какого рисунка не хватает
в верхнем ряду.
Найди этот
рисунок в нижнем ряду.
Учимся проводить аналогии.
Слайд 9 Учимся обобщать
Какое общее название можно дать этим рисункам?
Времена года
Слайд 10Учимся исключать
Покажи лишний рисунок. Объясни, почему он
не подходит.
Слайд 11 Учимся сравнивать
Сравни куклу и девочку. Что у них
общего и чем они отличаются?
Слайд 12 Учимся устанавливать закономерности
Из нижней части экрана выбери
картинки, которые соответствуют картинкам вверху.
?
Слайд 13Сколько узелков завяжется, когда акулы потянут ленточку?
Слайд 14Решение логических задач
Пара лошадей пробежала 40 км.
Сколько километров пробежала
каждая лошадь?
40 км
Слайд 15Домашнее задание
Лягушка встречала гостей.
Лиса пришла раньше Медведя, Волк пришел позднее
Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка.
Кто пришел раньше всех?
Кто
позже всех?
Запишите, в каком порядке они пришли.
Попробуйте нарисовать, в каком порядке они пришли.
Слайд 161. Разминка
Ква! Ква! Бре-ке-кекс!
Испекла я нынче кекс.
Пять подружек пригласила,
Комарами угостила.
Всем по комару досталось.
Сколько кексов мне осталось?
Ответ
Слайд 17
Разминка: Задача «Алфавит»
Водяной захотел выучить за три дня речной алфавит,
но за 1 день он может запомнить только 1 букву.
Найдите,
сколько разных вариантов алфавита он может выучить.
Если в первый день он «пройдет букву А»
Во второй день – букву Б или Г
В третий день – букву В или Я, или Ж.
Алфавит
А
Б
Г
В
Я
Ж
В
Я
Ж
Первый день
Второй день
Третий день
Слайд 18Разминка: выполните счет по блок-схеме
Начало
Х
= 18
Х 2
+ 31
Результат
Конец
да
нет
Х = 17
Ответ: 48
Х = 18
Ответ: 36
Х = 50
Ответ: 81
Слайд 19РЕБУСЫ, как один из инструментов , развивающих логику мышления
Слайд 20Задача на 5+
Такие задачи получили у детей название «задач на
+», так как ученик, давший правильный ответ, получает « +
», который учитель записывает в специальную тетрадь. Ученики, набравшие пять « + », получают оценку «5».
Решать задачи лучше в конце урока, оставив на это около 5 минут. В этом случае дети ждут не звонка с урока, а «задачек» и стараются работать эффективнее, чтобы осталось время на «плюсики».
Таким образом, «оторвав от урока целых 5 минут», можно решить несколько актуальных проблем:
• повысить мотивацию учащихся;
• избежать снижения мыслительной активности учащихся к концу урока;
• развить логическое мышление учащихся.
Слайд 21Использование интерактивной доски
Современный урок информатики в начальных классах требует от
учителя активно использовать новые электронные учебники, пособия, которые с помощью
мультимедийного проектора можно показать учащимся, заинтересовать их.
Интерактивная доска обладает огромным потенциалом в плане конструирования познавательных задач, реанимирования существующих методов и средств развития мышления и памяти учащихся, поиска новых способов вовлечения детей в процесс активной мыслительной деятельности.
Слайд 22Дидактические игры
На мой взгляд использование дидактических игр на уроке информатики
необходимо проводить как в начальных так и в старших классах.
К сожалению, в школьных программах выделяется очень мало часов на использование дидактических игр. Зачастую учителям самим приходится выделять время на поиск и проведение уроков нетрадиционных форм.
Известный всем факт, что при проведении игр дети быстрее и легче запоминают и понимают информацию!!!!
В связи с этим я считаю, что дидактические игры являются неотменной частью на уроках информатики.
Слайд 23Программные средства (дидактические игры).
В настоящее время созданы и доступны различные
программные средства такие как: Логомиры, Роботландия, Мир информатики , Приключения
смешариков на уроке информатики, Колобок, Страна Фантазия и др., которые способствуют развитию алгоритмического и логического мышления учащихся
Знакомство учащихся 2 класса со средой «Лого»
Знакомство учащихся 2 класса со средой «Лого»
Слайд 24Трое из Простоквашино - Информатика с Печкиным
Обучение работе с
компьютером для самых маленьких.
http://randan.ru/detyam/2642-troe-iz-prostokvashino-informatika-s-pechkinym.html
Слайд 25Описание:
В игре игроку придётся стать тайным агентом и обезвредить опасное,
но смешное существо - Забывашку. Чтобы не попасть под влияние
Забывашки, агент должен тренировать память и быть готовым выполнять ответственные задания. Для этого придётся познакомиться с разными видами памяти и помочь друзьям, которые забыли очень важные вещи!
http://randan.ru/detyam/640-razvivaem-pamjat.-sekretnaja-operacija-domovenka.html
Слайд 26Школа рисования.
Волшебный альбом домовенка Бу.
Домовенок Бу решил написать
книгу о рисовании, но вот незадача, в книге нет иллюстраций.
Он просит помочь своего маленького друга нарисовать картинки для его книги. Игра организована в 9 тематических уроках. В каждом уроке ребенку предоставляется информация в виде анимационного ролика, а также задание для бумажного альбома, затем ребенку предлагается сделать иллюстрацию к этому уроку.
http://randan.ru/detyam/499-shkola-risovanija.-volshebnyjj-albom-domovenka-bu..html
Слайд 28«Лабиринт».
Рассмотрим содержание игры «Лабиринт».
Цель игры – помочь
усвоить основные единицы измерения
информации и продолжить развить навыки владения клавиатурой.
Игра лабиринт рассчитана на
учащихся 5-6 классов, у которых имеется первичное представление о единицах измерения информации. В лабиринте нужно найти выход (на экране его символизирует черный квадрат), но путь загораживают два ящичка, на которых подписаны единицы измерения информации, пройти можно лишь через ящик с меньшей единицей измерения. Попытка пройти через ящик с большей единицей, заканчивается «потерей жизни» (количество жизней дается в зависимости от выбранного уровня сложности).
Слайд 29Несерьезные уроки - учимся мыслить логически
Учимся мыслить логически 2" -
сборник игр на сообразительность, предназначенный для школьников от 8 до
16 лет. Красочные игры, вошедшие в этот сборник, далеко не так просты, как кажется на первый взгляд: в их основу положены известные задачи занимательной математики. Программы развивают логическое и абстрактное мышление, умение анализировать информацию и устанавливать причинно-следственные связи. Задания на изучение геометрических форм, на формирование умения делать выводы, сопоставлять цвета и формы и многое другое для того, чтобы развить интеллектуальные способности ребенка!
http://ifolder.ru/12274002
Зеркало: http://4files.net/zdf.a1513f30a23bfcad4b5ec184/
http://free-share.ru/428155/28977/uchim_mislit_logicheski.iso
Слайд 30Игра «Почта
Игра «Почта». Цель игры – сформировать у учащихся понятие
об информационных процессах, а именно о процессе передачи с помехами,
и закрепить навыки владения мышью, усвоив её возможность перетаскивания объектов.
Данная игра предназначена для учащихся 5-6 классов, которые знакомы с информационными процессами и особенностями их протекания. В игре необходимо перетащить в большой почтовый ящик небольшие ящички с номерами по порядку, заданному внизу игрового поля при условии, что ящички с номерами двигаются и находятся в неопределенной последовательности. Ящички на почте символизируют посылки, то есть процесс передачи информации. В процессе передачи посылок были сильные помехи, которые привели к неправильной последовательности отправляемых ящиков. Игроку нужно во время движения посылок успеть переставить их в соответствие с образцом, чтобы устранить последствия воздействия помех. Данная игра содержит строку меню, где можно более подробно ознакомиться с правилами игры ,
игровое поле с нумерованными ящиками, с необходимой последовательностью их перемещения и с кнопкой запуска игры.
Слайд 32Аннотация к задачам из ВЛ «Переливания»
Тема учебного плана (и/или урока),
по которой целесообразно использование данного ресурса: «Алгоритмизация» («Алгоритмы и исполнители»),
«Моделирование», «Решение логических задач».
Слайд 33Аннотация к задачам из ВЛ «Переправы»
Тема учебного плана (и/или урока),
по которой целесообразно использование данного ресурса: «Алгоритмизация» («Алгоритмы и исполнители»),
«Моделирование», «Решение логических задач».
Слайд 34Аннотация к задачам из ВЛ «Перекладывания»
Тема учебного плана (и/или урока),
по которой целесообразно использование данного ресурса: «Алгоритмизация» («Алгоритмы и исполнители»),
«Моделирование», «Решение логических задач».
Суть задач на перекладывания заключается в том, что их решение подразумевает четкую последовательность действий, ограниченную строгими условиями. Постепенное, пошаговое выполнение алгоритма — научает детей последовательности, завершенности действий, организует мыслительную активность, учит мыслить последовательно, анализировать каждое действие, строить гипотезы.
Слайд 35Аннотация к задачам из ВЛ «Разъезды»
Тема учебного плана (и/или урока),
по которой целесообразно использование данного ресурса: «Алгоритмизация» («Алгоритмы и исполнители»),
«Моделирование», «Решение логических задач».
В жизни человеку часто приходится сталкиваться с проблемами, которые можно решить несколькими способами.
Слайд 36Аннотация к задачам из ВЛ «Взвешивания»
Тема учебного плана (или урока),
по которой целесообразно использование данного ресурса: «Алгоритмизация» («Алгоритмы и исполнители»),
«Моделирование», «Решение логических задач».
Слайд 37Аннотация к задачам из ВЛ «Черные ящики»
Тема учебного плана (и/или
урока), по которой целесообразно использование данного ресурса: «Алгоритмизация» («Алгоритмы и
исполнители»), «Моделирование», «Решение логических задач».
Слайд 38КОНСТРУКТОР ИГР
ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР «TUXPAINT»
КОНСТРУКТОР МУЛЬТФИЛЬМОВ «МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ»
Освоить на практике эти компьютерные
программы вам помогут справочники-практикумы:
· конструктор игр
· конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти»
· графический
редактор «TuxPaint»
Слайд 39Приключения смешариков на уроке информатики
Ресурс можно использовать как для индивидуальной,
так и для групповой работы. При этом возможны три варианта
работы: компьютер и проектор - учащиеся совместно выполняют проецируемые на экран задания; компьютер, проектор и интерактивная доска (ИД) – учащиеся по одному выходят к ИД и выполняют предложенные задания, а класс их проверяет; компьютеры в компьютерном классе – индивидуальная работа учащихся. Функцией учителя при использовании данного ресурса является управление учебно-познавательным и учебно-воспитательным процессом в классе.
Слайд 41Компьютерный урок «Одинаковые и разные бусины». Задачи 31-35
ЦОРы
Семенов А.Л., Рудченко Т.А
Слайд 42КВН «ЛистОтпадный вечер»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Еще одним из инструментов развивающих логическое мышление
является внеурочные мероприятия ,
( КВН, игры и тд).
Слайд 43Заключение
Развитие логического мышления учащихся будет эффективным, если опираться на комплекс
специально подобранных упражнений с использованием программных средств таких как: Логомиры,
Роботландия, Мир информатики , Приключения смешариков на уроке информатики, Колобок, Страна Фантазия и др. с использованием интерактивной доски.