Слайд 1Развитие познавательной активности учащихся на уроке информатики
Учитель:
Ващук Елена Владимировна
Слайд 2 Одной из главных целей изучения предмета
«Информатика и информационно-коммуникативных технологий » на ступени общего образования является
развитие познавательной активности учащихся.
Слайд 3Основные противоречия
Педагогическое осмысление проблемы развития познавательной активности на уроках информатики
и ИКТ позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать
повышению эффективности развития познавательной активности учащихся. К ним можно отнести следующие противоречия:
между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике и ИКТ к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности;
между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета;
между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения.
Слайд 4
Развитие познавательной активности учащихся на уроках информатики.
Факторы, формирующие познавательную активность
учащихся можно выстроить в следующую цепочку:
Мотивы →
Познавательный интерес →
Познавательная активность →
Познавательная деятельность
Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность → Интерес → Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся
Слайд 5Развитие познавательных интересов на уроках информатики и ИКТ можно обеспечить,
ежеурочно ставя перед собой и выполняя следующие задачи:
содержание учебного
материала;
виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);
активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
искусство учителя, как лектора, оратора;
искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);
создание благоприятного психологического климата
Слайд 6Методы стимулирования учения
Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать
метод стимулирования занимательностью. Профессиональные статьи и практические рекомендации (как в
области педагогики, так и в информационно-коммуникативной), позволяют организовывать разные по содержанию и форме уроки: урок-экскурсия «Компьютеры: прошлое, настоящее, будущее»; деловая игра «Покупка компьютера»; исследовательский проект «Погода в моем городе»; практикум-семинар «Никто не проскочит, никто не пройдет» (антивирусная защита), мини-проект «Рецензия на высказывание»
Слайд 7
Активно применяю и такой прием повышения занимательности обучения, как постановка
привлекательной цели, отстроченная задача. Например, трудно мотивировать изучение раздела «Алгебра
логики». Для этого можно вспомнить «Пеструю ленту» с Шерлоком Холмсом, следователя А. Турецкого в сериале «Марш Турецкого», делаю вывод: поиск преступника, раскрытие преступления – прежде всего решение логической задачи. Рассказать, что компьютер каждое мгновенье тоже решает самые разнообразные логические задачи. Прикладные программы пользователя немыслимы без логики. И сообщить учащимся, что при изучении логики действия всех операций и законов они будут проверять с помощью программы MS Excell, а затем научимся в этой программе с их помощью создавать тесты и простые игры.
Слайд 8При изложении нового материала нужно приводить яркие примеры-образы, которые обязательно
запечатлеются в памяти учащихся своеобразным опорным сигналом.
Слайд 9
Примером метода стимулирования является метод опоры на жизненный опыт учащихся.
Например, характеристики такого сложного устройства, как процессор становятся предельно простыми,
когда их сравниваем с характеристиками стиральной машины-автомата: загрузка белья – разрядность, скорость вращения – тактовая частота; оперативную память – можно сравнить с камерой хранения в супермаркете.
Слайд 10Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой
задаче (заданию). На уроках информатики применяются следующие виды творческих заданий:
составление
задач учащимися;
конструирование обратных задач;
творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
конкурсы «Лучший рисунок», «Дружественная программа», «Лучший словарь терминов по информатике» и т.п.
реферат;
доклад;
составление кроссворда по теме;
разгадывание ребусов по информатике;
составление тестов для контроля знаний по предмету, а также по заказу школы;
проект - создание учащимися готового программного продукта.
Слайд 11Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением
заданий каждым учащимся со следующих позиций:
уровень мотивации учащегося;
оригинальность метода решения;
творческая
фантазия;
оригинальность оформления;
уровень использования межпредметных связей;
умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.