Слайд 1
Урок-презентация на тему:
“Александр II: начало царствования.
Крестьянская реформа
1861 года”.
9з класс
Слайд 2Пояснительная записка
Преподаватель: Тишков Юрий Васильевич
Образовательное учреждение: МБОУ лицей села Хлевное
Хлевенского района Липецкой области.
Название: урок –презентация “Александр II: начало царствования.
Крестьянская реформа 1861 года”.
Предмет: история России.
Класс: 9з.
Цели и задачи:
- дать сведения о личности Александра II;
- сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права;
- выявить прогрессивные и крепостнические черты крестьянской реформы;
- способствовать развитию информационной культуры учащихся, продолжить формирование навыков работы с ПК;
- содействовать воспитанию уважения к истории России;
- расширить кругозор учащихся;
- прививать интерес к предмету и правителям Российской империи.
Продолжительность: 45 минут
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран
План урока
1. Введение.
2. Основная часть урока:
- личность императора Александра II.
- предпосылки отмены крепостного права.
- причины отмены крепостного права.
- подготовка крестьянской реформы.
- основные положения крестьянской реформы.
- значение отмены крепостного права.
3. Заключительная часть урока.
4. Домашнее задание.
Слайд 4Основные положения Манифеста
Слайд 5Поясни термины:
крестьянский вопрос
крепостное право
«капиталистые крестьяне»
реформа «сверху»
индустриализация
модернизация
манифест
конституционная монархия
Слайд 6Знакомство учащихся с личностью Александра II
Александр Николаевич из династии Романовых
(годы жизни 1818 -1881) получил блестящее воспитание как будущий император.
Вошел в русскую историю как Александр II Освободитель.Он не был назван современниками и историками Великим, но реформы его определены как Великие.
.
Слайд 7
Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему
либеральные взгляды на общество.
Слайд 8М.М. Сперанский
преподавал ему право,
Е.Ф. Канкрин – экономику.
Слайд 91.Как воспитание Александра II повлияло на его характер?
2.Как личные
качества царя могли отразиться на ходе исторических событий?
3.Вопрос об отмене
крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?
В совместной работе учитель и ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права.
Слайд 10Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде
всего, она имела моральную, человеческую сторону.
Какое было отношение в
русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?
В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних сколько внешних обстоятельств.
Слайд 11Предпосылки отмены крепостного права
XVIII в.– А.Н.Радищев “Путешествие из
Петербурга в Москву”
1797 г. – Указ Павла I о
трехдневной барщине
1803 г. – Указ Александра I о “вольных хлебопашцах”
1816–1819 гг. – Закон Александра I о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии)
1842 г. – Закон Николая I об “обязанных крестьянах” (реформа Киселёва)
1847 г. – Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца
Слайд 12Александр II
30 марта 1854 г. Александр II выступил с речью
перед московским дворянством, где
впервые заговорил о необходимости отмены крепостного
права: “…Лучше,
если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу”.
Слайд 13 Причины отмены крепостного права
Слайд 14Подготовка к отмене крепостного права
3.01.1857 г. – образование Секретного комитета
“для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”. Октябрь 1857
г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей2
0.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.
Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич.
Март 1859 г. – учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян
Слайд 15Варианты освобождения крестьян, представленные «Редакционной комиссией».
Как вы
думаете, какой вариант и почему
избрал Александр II ?
Слайд 18Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как
восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский
крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?
В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших “полной воли” и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе происходит разочарование непоследовательностью реформ.
Слайд 19Значение отмены крепостного права”.
Отмена крепостного права наносила удар прежней системе
крепостного произвола и создавала условия для победы свободных договорных отношений,
расчищала путь для развития капитализма.
Реформа 1861 г. вызвала ряд последующих изменений в государственном устройстве России.
В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян.
Слайд 20Документ 1
Чтение манифеста на народ никакого впечатления не произвело, крестьяне,
как водится, не поняли манифеста и начали по-своему перетолковывать, давая
себе небывалые преимущества. Когда прочли манифест в Стубленской церкви, то народ начал негодовать на нашего священника, что он неправильно читал манифест, они говорили, что земля должна оставаться в их собственности, а не собственностью помещика и что барщины никакой не должно быть…
Документ 2
В Орле по прочтении манифеста народ разошелся с убеждением, что эта не та, а на днях пришлют другую, настоящую вольную…
Вопрос: почему мужики не поверили в то, что документы настоящие, какую другую вольную они ожидали?
Слайд 21Документ 3
…равнодушие народа весьма понятно. Он еще не знает, как
он устроится, станет ли ему легче в том положении, которое
ему предоставляется. Теперь, кажется, в сознание крестьян начинает проникать убеждение, что повинности не отменены. Они говорят: «Помещики упросили царя еще два года дать им попользоваться, а там объявят настоящую волю. Нечего делать, два года потерпим».
Из книги «Конец крепостничества в России», М,1994
Вопрос: почему народ равнодушно отнесся к опубликованному манифесту? Чего люди опасались? На что надеялись?
Слайд 22
Каковы прогрессивные черты реформы?
Какие “крепостные черты” она сохранила?
В
интернете найдите историческую справку о памятнике (дополн. задание)
Памятник в Москве
АЛЕКСАНДРУ II
Слайд 23
Собор Воскресения Христова на Крови строился
24 года (1883-1907) по
указу Александра III. Храм сооружён как памятник царю-мученику Александру II
на средства , собранные со всей России.
Храм Спаса на Крови в C-Петербурге.
Памятник АЛЕКСАНДРУ II