Слайд 1Александр Иванович Герцен (1812–1870) – философ, писатель, публицист, один из идейных вдохновителей
революционно-демократического движения в России.
http://prezentacija.biz/
Слайд 2
Основные философские и социальные идеи изложены Герценом в следующих работах:
"Дилетантизм в науке" (1842-1843)
"Письма об изучении природы" (1845-1846)
"О развитии революционных
идей в России" (1851)
"С того берега" (1855)
"Русские немцы и немецкие русские" (1859)
"Концы и начала" (1862)
"Письма к противнику" (1864)
"Письмах старому товарищу" (1869)
Слайд 3В годы первой ссылки Герценом овладевают мистически-религиозные настроения, в значительной
мере под влиянием архитектора А. Л. Витберга - автора первого
проекта храма Христа Спасителя, который в то время также находился в ссылке в Вятке.
«Влияние Витберга поколебало меня, - вспоминал Герцен в «Былом и думах». - Но реальная натура моя взяла все-таки верх. Мне не суждено было подниматься на третье небо, я родился совершенно земным человеком».
Слайд 4В философских очерках «Дилетантизм в науке» (1842-1843) Герцен писал: «Все
живое живо и истинно только, как целое, как внутреннее и
внешнее, как всеобщее и единичное - сосуществующее. Жизнь связует эти моменты; жизнь - процесс их вечного перехода друг в друга» .
«Во все времена долгой жизни человечества заметны два противоположные движения: развитие одного обусловливает возникновение другого, с тем вместе - борьбу и разрушение первого» .
Слайд 5Герцен по-своему решает вопрос об отношении мышления и бытия, духа
и материи: «Природа есть именно существование идеи в многоразличии». Однако
уже здесь проводится диалектическая мысль о единстве идеального и материального.
В главном своем философском труде «Письма об изучении природы» (1844-1845) Герцен обстоятельно развивает эту мысль на обширном историко-философском материале.
Слайд 6В «Письмах» Герцена действительно содержится резкая характеристика идеализма: «идеализм -
не что иное, как схоластика протестантского мира» . Он пишет о том,
что философия должна победить в себе «дуализм, идеализм, метафизическую отвлеченность», что «философия, не опёртая на частных науках, на эмпирии, - призрак, метафизика, идеализм». Достается за идеализм и Гегелю, ибо «идеализм, в котором он был воспитан, срывает его в односторонность, казненную им самим, и он старается подавить духом, логикой природу».
Слайд 7Герцен свое миропонимание определял как «реализм».
Отправным пунктом мировоззрения Герцена
составляет убеждение в том, что «человек - не вне природы
и только относительно противоположен ей», «как цветок противоположен стеблю, как юноша - ребенку», так как «все стремления и усилия природы завершаются человеком», а человеческое сознание венчает «все развитие природы».
Притом он верно отмечает, что «история мышления - продолжение истории природы: ни человечества,
ни природы нельзя понять мимо исторического развития».
Слайд 8Преодолев мистически-религиозные настроения, Герцен приходит к заключению, что «нет ни
личного духа, ни бессмертия души».
Но перед лицом «тупой случайности»,
перед «отсутствием разума в управлении личной жизни» он находит в конечном счете утешение не в религии, а в философии.
Слайд 9До эмиграции Герцен был «западником»; он считал, что путь России
к прогрессу должна указывать цивилизованная Европа, способная осуществить в процессе
коренной социальной революции преобразование общества на основе идей социализма.
Однако в Европе его ждало не только потрясение от кровавого подавления революционного движения, но и разочарование в буржуазной демократии, нравственном состоянии западного общества. Уже в 1849 г. Герцен готов произнести тост: «За Русь и святую волю!». Социализм его меняет свое содержание - становится «русским социализмом».
Слайд 10В 1852 г. Герцен публикует работу «Русский народ и социализм».
«у
русского крестьянина нет нравственности, кроме вытекающей инстинктивно, естественно из его
коммунизма»
«человек будущего в России - мужик, точно так же как во Франции работник».
Пропагандируя «общинный социализм», Герцен писал: «Прошлое русского народа темно, его настоящее ужасно, но у него есть права на будущее».