Слайд 1Андрей Боголюбский
(около 1111 — 1174)
Выполнил:
Здоровцов М.А.
Учитель:
Галичева Е.И.
Слайд 3Свою молодость Андрей провел в Киеве, где, то защищая русскую
землю от иноплеменных врагов, то сражаясь за честь своего отца,
стремившегося к великокняжескому престолу, прославил свое имя подвигами храбрости и неустрашимости в битвах
Слайд 4 В 1155 г. Юрий Долгорукий сел на великокняжеском престоле
в Киеве, а Андрея посадил в Вьшгороде, чтобы иметь сына
усердным помощником и чтобы передать ему после смерти великокняжеское достоинство
Слайд 5Но сын был других мыслей. Ему хотелось на свою родину
- Ростовско-Суздальскую область, где народ еще не изъявлял мятежного духа,
не судил и не менял Государей, но мужественно сражался за них и повиновался им
Слайд 6В Вышгородском девическом монастыре стояла чудная икона, написанная Евангелистом Лукою.
Долго молился Андрей пред св. иконою и вышел из храма,
твердо решив переселиться в северную Русь
Слайд 7Не на троне - на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею,
-
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Немею -
Нет
ни сил, ни слов на языке...
Собранный в зверином напряженьи
Львенок-Сфинкс к плечу ее прирос,
К Ней прильнул и замер без движенья
Весь - порыв и воля, и вопрос.
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где престол пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье…
26 марта 1929 М. Волошин
Небольшое отступление…
Слайд 8Тайно от всех, даже не сказав отцу, с семейством, священником,
диаконом и немногими придворными князь Андрей весной в 1155 году
выехал из Вышгорода. Вместо всяких сокровищ взял он с собою эту чудотворную Икону Богоматери.
Слайд 9По преданию, когда князь Андрей Юрьевич шел с чудотворною Иконою
Богоматери из Вышгорода в Ростов и дошел до того места,
где теперь находится Боголюбов монастырь, кони, на которых везли Икону, не могли идти далее. Князь велел священнику отслужить молебен Богоматери
Слайд 10После молебна князь ушел в свой шатер и долго усердно
молился. Во время молитвы к нему явилась Богоматерь и сказала:
"Я не хочу, чтобы ты Образ Мой нес в Ростов, поставь его во Владимир; а на сем месте во имя Моего рождества выстрой церковь и составь обитель для иноков»
Слайд 11Пораженный и обрадованный этим видением, князь тотчас призвал иконописцев и
велел написать Образ Богоматери так, как Она ему явилась.
Слайд 12По повелению Богоматери, он заложил на избранном Ею Самой месте
церковь в честь рождества Богоматери, из белого камня, назначив быть
тут монастырю.
Слайд 13Этот монастырь и город, который при нем основался, получил название
Боголюбова, потому что это место возлюбила Богоматерь. Сам князь с
тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.
Слайд 14Боголюбский замок Андрея (1158–1165) - единственная сохранившаяся (пусть частично) домонгольская
княжеская резиденция
Формирование могущественного княжества на северо-востоке Руси сопровождалось многочисленными
походами Андрея Боголюбского на Волжскую Болгарию, Новгород и Киев. Своей столицей Андрей сделал Владимир, а резиденцией – великолепный замок в Боголюбове.
Слайд 15Влияние князя Андрея чувствовалось во всех сколько-нибудь серьезных политических событиях Киева
или Новгорода.
Он стремился ограничить традиционные права местных бояр и князей,
проявляя себя (по слову летописи) как настоящий «самовластец»
Слайд 16Группа бояр составила заговор против князя и темной июньской ночью
1174 г. в княжеском замке Боголюбово убила Андрея Юрьевича
Слайд 17“Убьен же бысть месяца июня 29 день, на память святою апостолу Петра и
Павла, в суботу на ночь”
Из летописи:
Слайд 18Заговорщики (бояре Кучковичи) подошли к спальне князя.
Один из них постучал.
«Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (это
был один из его любимых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя.
Слайд 19
По этим ступеням спускался смертельно раненый Князь Андрей Боголюбский
Сильный
Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под
ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу.
Слайд 20
Место убийства великого князя
Андрея Боголюбского
Увидев убийц, Андрей произнёс:
«Если, Боже, в этом мне суждён конец — принимаю его
я». Убийцы довершили своё дело.
Слайд 21Отпевание и погребение Андрея Боголюбского
Тело князя лежало на улице, пока
люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь
его придворный киевлянин Кузьмище Киянин.
Слайд 22
Святой Благоверный Князь
Андрей Боголюбский.
В церковную традицию Андрей Боголюбский
вошел как выдающийся ревнитель благочестия и храмостроитель, равно как и
мученик-страстотерпец.
Слайд 23Его почитание началось непосредственно после погребения, получив новый стимул в
1702, когда мощи князя, обретенные нетленными, были открыты для поклонения
во владимирском Успенском соборе.
Рака с мощами Андрея Боголюбского в Успенском соборе
Слайд 24Церковь отмечает память Андрея Боголюбского в день его погребения 4
(17) июля
Слайд 25Боголюбская икона Божией Матери - одна из древнейших чудотворных икон
России,
Написанный по повелению князя образ Божией Матери приобрел всенародную
любовь очень быстро. Летопись свидетельствует, что во время монголо-татарского нашествия хана Батыя, между 1237-1240 годами, монастырский храм в честь Рождества Богородицы был сожжен. Одна только Боголюбская Богородица уцелела.
Слайд 26В 1395 году, во время нашествия Тамерлана, ее вместе с
Владимирской иконой увезли в Москву. Народ верил, что это спасет
Русь от татар. И в день встречи икон у стен первопрестольной, как мы знаем из церковного предания, Пречистая Дева явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы. И татары бежали. Страна была спасена.
Слайд 27По преданию, князь Андрей Боголюбский установил праздник Покрова пресвятой Богородицы,
который стал отмечаться ежегодно 14 октября.
Вскоре праздник Покрова Богородицы
вошел в круг основных двенадцати праздников Русской Православной Церкви и отмечается только на Руси.
Слайд 28Перемещая центр русского православия на новые земли, князь Андрей открыл
и новую главу в истории русского искусства. Из памятников его
времени лучше всего сохранились Золотые ворота (1158–1164) и величественный Успенский собор, заложенный в 1158, а также знаменитая церковь Покрова на Нерли неподалеку от Боголюбова (1165).
Слайд 31В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и
было сильнейшим на Руси, в будущем став ядром современного Российского
государства.