Слайд 1«Видел потерю мнящих ту жестоку,
Когда уж время стало
невозвратно.»
Князь Антиох Дмитриевич Кантемир.
Выполнила
Гекова Анастасия
Филфак, 11 группа.
http://prezentacija.biz/
Слайд 2Князь Антио́х Дми́триевич Кантеми́р (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir; 10 сентября
(21 сентября) 1708, Константинополь, по другим данным Яссы — 31
марта (11 апреля) 1744, Париж, Франция) — русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Младший сын молдавского господаря Дмитрия Константиновича Кантемира и Кассандры Кантакузен. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского — Ломоносова).
Слайд 4Получил превосходное домашнее образование, дополненное кратковременным пребыванием в Греко-славянской академии
и Академии Наук. На тринадцатом году жизни он потерял отца,
который в духовном завещании отказал все свое имущество тому из своих сыновей, который проявит наибольшее расположение к научным занятиям, причём он имел в виду именно Антиоха, «в уме и науках от всех лучшего».
Некоторое время Кантемир учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1723 вместе с отцом участвовал в Персидском походе Петра I. В 1724 обратился к Петру I с просьбой отправить его учиться за границу, но получил отказ. В 1724-1726 слушал лекции по физике, математике, истории, философии в Академическом университете в Санкт-Петербурге. В 1726 поступил прапорщиком в Преображенский полк. Занимался литературной деятельностью: перевел с французского «Некое итальянское письмо, содержащие описание Парижа и французов» (1726), а также философский труд «Таблица Кевика - философа» (1729). Горячо сочувствовал делу петровских реформ, Кантемир вошел в кружок Ф. Прокоповича, так называемую ученую дружину.
Слайд 5Литературная деятельность Кантемира началась в середине 1720-х годов. Он пишет
любовную лирику, выполняет переводы с французского. К тому же времени
относятся и первые его опыты в сатирическом жанре.
В 1727 году юный Кантемир публикует первую свою книгу, весьма полезную и поныне для всех интересующихся церковнославянским языком, в которой для каждого слова из церковнославянской Псалтири выписаны все (если их не чрезвычайно много) случаи его употребления с указанием номеров псалма и стиха. Книга посвящена императрице Екатерине I, которая весьма способствовала её изданию.
Позже по образцу данной книги подобные росписи слов были сделаны другими авторами и для некоторых других частей церковнославянской Библии, хотя полностью эта работа в докомпьютерное время завершена не была.
Слайд 6Сатиры Кантемира.
В 1729 году появляется его первая сатира, «На хулящих
учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра
I многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.
Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 — за границей. В них, следуя традиции просвещения он поучает «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки, как общественные, так и людские. Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: что все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».
Слайд 7Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его
жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его
сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были изданы только в 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора. В первой из них - «На хулящих учение» («К уму своему», 1729) - выступил против представителей церковных и светских кругов, пытавшихся после смерти императора Петра I вернуть Россию к дореформенным порядкам. Борьба за сохранение прогрессивных, по мнению Кантемира, достижений была продолжена во второй сатире «На зависть и гордость дворян злонравных» («Филарет и Евгений», 1730), посвященной защите петровской Табели о рангах, идее «физического» равенства людей и внесословной ценности человека.
Слайд 8В 1730, при вступлении на престол Анны Ивановны, Кантемир принял
деятельное участие в борьбе против «верховников» (членов Верховного тайного совета),
пытавшихся ограничить самодержавие (Кантемир собирал подписи офицеров Преображенского полка, сопровождал A.M. Черкасского и Н.Ю. Трубецкого во дворец императрицы). В 1730 перевел трактат Б. Фонтенеля «Разговор о множестве миров» (опубликован в 1740), где в популярной форме отстаивалась гелиоцентрическая система мира. Перевод книги и примечания к ней (1742), многие из которых вошли в письма «О природе и человеке», сыграли значительную роль в разработке русской научной терминологии [Кантемиром введены такие термины, как начало (принцип), понятие (идея), наблюдение, плотность, вихри и др.].
Слайд 9В начале 1730-х гг. Кантемир работал над поэмой «Петрида, или
Описание кончины Петра Великого» (не окончена) и двумя новыми сатирами;
в сатире «О опасности сатирических сочинений» («К музе своей», 1730) изложены основные этические взгляды Кантемира. В конце 1731 Кантемир назначен «резидентом» в Лондон, где вел переговоры о признании английским правительством императорского титула за Анной Ивановной и назначении английского посла в Санкт-Петербург. В 1733, во время борьбы за «польское наследство», Кантемир вел переговоры о союзе России и Великобритании против Франции, поддерживавшей кандидатуру Станислава Лещинского. Кантемир добивался от английского правительства отправки эскадры к Данцигу, чтобы парализовать действия французского флота, убеждал англичан в готовности русской эскадры выступить из Кронштадта. Английское правительство не спешило с ответом, но в невмешательстве Великобритании после взятия русскими войсками Данцига и избрании королем Августа III, поддерживаемого Россией, была значительная заслуга Кантемира. Одновременно Кантемир выполнял в Лондоне поручения Санкт-Петербургской Академии наук (покупка книг, математических и астрономических приборов, привлечение к работе в академии европейских ученых и др.) и частных лиц.
Слайд 10Кантемир продолжал свои занятия литературой и наукой, завязал широкие культурные
связи. Вел переговоры с французским послом в Лондоне о возобновлении
дружеских отношений между Россией и Францией. В сентябре 1738 Кантемир переведен полномочным министром в Париж (с декабря -чрезвычайный посол). Положение Кантемира при французском дворе осложнялось интригами кардинала Фле-ри (в мае 1739 Кантемир просил графа А.И. Остермана об отставке, но получил отказ). В Париже Кантемир познакомился с Монтескье (перевел на русский язык его «Персидские письма»; перевод не сохранился), Вольтером, поддерживал тесные связи с многими учеными. Кантемир добровольно взял на себя организацию контактов между российской и французской Академиями наук. При участии Кантемира в 1739 в Гааге издана трагедия П. Морана «Меншиков». В Париже Кантемир интенсивно занимался литературной работой: написал VI-IX сатиры, перевел на русский язык произведения Горация (СПб, 1744), Анакреона, подготовил к печати свои произведения, снабдив их комментариями (сочинения Кантемира изданы в 1762 с предисловием И.С. Баркова). По своим политическим убеждениям Кантемир был защитником господства дворянства, «просвещенного абсолютизма», воплощением своих идеалов считал правление императора Петра I.
Слайд 11Стихосложение Кантемира.
В своих произведениях Кантемир использовал силлабический стих, который после
работы Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) постепенно уступил
место силлабо-тоническому стихосложению. Кантемир активно участвовал в дискуссиях о методах стихосложения, написав в 1743 году «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских», в котором он защищал силлабическое стихосложение. Эта работа была опубликована уже после смерти поэта в 1744 году.
Слайд 12Философия.
По своим философским воззрениям являлся сторонником естественного права, разделял идеалы
просветителей. Отстаивал идею равенства людей перед законом и судом. Считая,
что все люди рождаются равными (сатира «Филарет и Евгений»), доказывал, что характер человека не зависит от природы, его формирует воспитание («О воспитании, или К князю Никите Юрьевичу Трубецкому»). Осуждал крайности крепостного состояния, предлагал помещикам облегчить положение крестьян, уменьшить подати.
Философская терминология.
Им были введены в оборот рус. речи слова идея и понятие (в некоторых источниках эти термины отождествляются), депутат, начало (принцип), наблюдение, вихри, естество (натура), вещество (материя).
Слайд 13Князь оставил заметный след не только в литературе, но и
в математике, астрономии и философии. Его перевод «Разговора о множестве
миров» Б. Фонтенеля, впервые познакомивший русское общество с гелиоцентрической системой Коперника, в 1756 г. по приказу Синода был конфискован как атеистическое «богопротивное книжичище», сеющее «сатанинское коварство». В 1761 г. книгу вновь напечатали, а в 1802 г. вышло в свет ее третье издание.
Сатиры Кантемира переведены аббатом Венути на французский язык) «Satires du pr. Cantemir», 1746) и Шпилькером на немецкий («Freie Übersetzung der Satiren des Pr. Kantemir», Berlin, 1852).
В 2004 году опубликован составленный Кантемиром и остававшийся в рукописи русско-французский словарь, являющийся важным источником по истории русского языка XVIII века.
Слайд 14Отличительная черта князя — скромность — отразилась и в духовном
завещании, в котором он просил похоронить себя «в Греческом монастыре
в Москве без всякой церемонии ночью».
31 марта 1744 г первый светский поэт на Руси, дипломат, ученый и переводчик Антиох Дмитриевич Кантемир скончался. «Ваш друг умер, — писал просветитель и философ Ш.Л. Монтескье аббату О. Гуаско, — но я утешаю себя тем, что автор еще живет». И он оказался прав: сатиры Кантемира, опубликованные при его жизни в Англии, Германии, Франции и Италии, вышли на родине лишь после воцарения Екатерины II. По словам выдающегося русского критика ХГХ в. В.Г. Белинского, Антиох Дмитриевич «своими стихами воздвиг себе маленький, скромный, но тем не менее бессмертный памятник».
Смерть Кантемира.
Слайд 15
Памятник А.Д. Кантемиру.
Двор филологического факультета СПбГУ
Слайд 16
Серебряная монета Молдовы, 2008 г.