Слайд 1Архитектура, фрески, иконопись
Киевской Руси.
Барабанова И.В.
Слайд 2Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки»Киевская Русь
возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен
— ильменских словенКиевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичейКиевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полянКиевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлянКиевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичейКиевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочанКиевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичейКиевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северянКиевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.
Слайд 3Архитектура
До конца Х века на Руси не было монументального каменного
зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого
повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие.
Слайд 4 После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства
которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие
передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.
Слайд 5Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 годуБольшие церкви Киевской
Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры
в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийскогоБольшие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.
Слайд 6Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в КиевеПервой каменной церковью Киевской
Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь
строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема.
Слайд 7Это была большая 25-главая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесенная
пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму
Слайд 8Десятинная церковь была богато «изукрашена»: об этом свидетельствуют фрагменты фресок
и мозаик, плит наборного пола, обломки колонн, куски резных капителей
и шифера. На одном из фрагментов фрески сохранилась часть лица (какого-то святого?) с огромным глазом – живопись, по характеру своему напоминающая эллинистическую.
Слайд 9 На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутреннее пространство здания
делилось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест.
Слайд 10Софийский соборСофийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним
из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор
представлял собой пятинефныйСофийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами.
Слайд 11 С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а
снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии
киевских мастеров. На рубеже XVIIС трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII вековС трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского бароккоС трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследияС трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 12 интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещенные
алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой, столбы нефов,
более темные боковые помещения под хорами, стены – фресками. Полы были также мозаичные и из шифера. Особой красотой отличались алтарные преграды и решетки хоров: по византийскому обычаю они были каменными, тончайшей резьбы. Общее впечатление было величественным, необыкновенно торжественным.
Слайд 13В XI в. в Киеве было возведено еще несколько каменных
построек, в том числе и светских. Успенская церковь Печерского монастыря
положила начало распространению однокупольных храмов.
Слайд 14Со смертью князя Ярослава в 1054г. строительная деятельность в Киеве
не прекратилась, но преемники князя отказались от возведения таких колоссальных
многоглавых городских соборов, как Десятинная церковь и София Киевская. С большим рвением они занялись сооружением монастырей, где они отрешались от мирских дел и должны были быть погребены.
Слайд 15Наряду с монастырями на Руси строились храмы - так называемые
земельные соборы и соборы придворно-княжеские.
Слайд 16Искусство Киевской Руси
С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись.
Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками.
В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.
Слайд 17 Вся остальная часть украшена фреской, более дешевой и доступной
формой монументальной живописи. Во фресковой технике в Киевской Софии выполнены
многие сцены из жизни Христа, Марии и архангела Михаила («Встреча у Золотых ворот», «Обручение», «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Сошествие во ад»), изображения праведников и мучеников и пр.
Слайд 18Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе фресками были
покрыты практически все стены, однако до наших дней сохранились лишь
немногие. Часть фресок посвящена светским сюжетам: два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения акробатов, музыкантов.
В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская", созданная в начале XII в.
Слайд 19Икона «Владимирская Богоматерь», вывезенная из Константинополя в Киев в начале
XII в., –произведение византийского искусства. Название «Владимирская» возникло после того,
как в 1155 г. князь Андрей Боголюбский ушел из Киева во Владимир. Иконографический тип ее – «Умиление» (Богоматерь, держащая на руках младенца Христа и прижимающаяся к нему щекой) – стал излюбленным на Руси. С возвышением Москвы как центра русского государства икону перевезли в новую столицу и она стала государственной святыней, особенно почитаемой народом.
Слайд 20Наряду с монументальной живописью и иконописью высокого искусства достигли мастера
книжной миниатюры. Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии
христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития, встав вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольское нашествие.