Слайд 1Подготовила учитель истории
МОУ Талаканской СОШ № 6 Черткова Ольга Александровна
Архитектура
западноевропейского
средневековья
Слайд 2Архитектурные стили западноевропейского Средневековья.
Романский (XI –XII вв.)
Готический (XIII –
XV вв.)
Слайд 3ГОТИКА (от итал. gotico, букв. — готский, от названия германского
племени готов), готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и
15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.
Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором).
В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.
Слайд 4Витраж собора Парижской Богоматери. Относится к выдающимся достижениям готики. В
соборе Парижской Богоматери цветное стекло дополняется бесцветным, детали витража иногда
выполнены росписью. Для поздней, пламенеющей готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени, узор оконных проемов.
Слайд 5Западный фасад Кельнского собора. Германия. 1248-1560. Строительство собора было окончательно
завершено в 1842-1880. Это крупнейший из готических соборов: его длина
14 м, а высота 153 м. Готический стиль распространялся в другие европейские страны из Франции. Немецкие мастера сумели передать беспокойный дух готики, усилили экспрессию и драматическую одухотворенность внешнего и внутреннего облика собора.
Слайд 6Готический собор в Милане. Строительство началось в 1386, закончилось в
1856. Архитекторы А. и Ф. дельи Органи, Дж. А. Амадео,
К. Солари, П. Тибальди и другие.
Слайд 7Кельн. Основной неф и алтарь Кельнского собора. Главным архитектурным сооружением
и украшением городов позднего средневековья становится величественный готический собор. В
его основе лежит упрощенная в плане романская базилика. Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания. Система аркбутанов и контрфорсов, вынесенная наружу, придавала собору особую ажурность, легкость и невесомость, снимая нагрузку со стен. Из-за большого количества оконных проемов, пространство готического собора стало более светлым.
Слайд 8Центральный неф собора в Линкольне. Англия.
Около 1220-1240 гг.
Слайд 9Собор Парижской Богоматери.
Франция. 1163 г. - XIV в.
Слайд 10Собор в Солсбери. Англия. 1220-1258 гг.
Слайд 11Место фрески в готическом соборе занимает витраж — вид живописи,
в котором изображение составляется из кусков цветных стекол. Витражи были
живописным украшением храмов и служили основным источником света. Излюбленный орнамент витражных окон готики — так называемая «роза». Витраж (готическая роза) северного окна собора в Шартре. Франция. Витраж Шартрского собора — один из самых величественных. В главной композиции представлена Богоматерь с младенцем Христом на коленях. Наряду со сценами Ветхого и Нового заветов, витражи Шартрского собора содержат около ста сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников и крестьян.
Слайд 12РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12 вв. (в ряде
стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась
суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Слайд 13Монастырь Мария Лах (1093-1156, Германия).
Построенные в романском стиле здания
обычно представляли собой систему простых объемов (кубов, цилиндров и т.
п.). Поверхности массивных стен расчленялись лопатками, аркатурными фризами и галереями. Каждая из основных частей храма и снаружи и изнутри представляла собой обособленную от остальных пространственную ячейку. Высокие башни — один из основных элементов романской архитектуры.
Слайд 14Монастырская церковь в Клюни. Южный фасад. Франция. 1089-1130. Ведущее положение
в романской архитектуре занимала Франция. Церковь в монастыре Клюни послужила
прототипом для строительства других церквей. При строительстве этой церкви впервые была использована слегка заостренная арка свода. Деревянные перекрытия уступили место каменным сводам, которые связали покрытие со стенами в одно целое.
Слайд 15Соборный комплекс. Пиза. «Падающая башня» (отклонение от вертикальной линии на
4,5 м) и Пизанский собор являются одним из лучших архитектурных
ансамблей романского стиля. Пизанский собор представляет собой грандиозную и простую в плане базилику. Шесть ярусов декоративных аркад покрывают беломраморную «Падающую башню», получившую свое название из-за сильного наклона.
Слайд 16Графский замок (1180 г.), окруженный заполненным водой рвом, — один
из красивейших среди сохранившихся памятников романского искусства в Европе. Гент.
Слайд 17Портал собора Санта-Мария да Майор.
Испания. Конец XIII в.