Слайд 1алы и развлечения в
жизни
дворян.
алы и развлечения в жизни дворян.
Слайд 2Дворяне предпочитали жизнь в столицах. Москва и Петербург – являлись
центрами культурной жизни. Однако в провинциальных городах было множество дворян-служивших
и не состоявших на государственной службе.
В городе дворянин хотел жить более широко чем в поместье. В городском доме содержалось множество слуг.
Дворянская усадьба
Слайд 5Основным занятием дворян оставалась служба- военная или статская. Поэтому в
жизнь городов конца 18 века вошли дворянские собрания- учреждения где
решались дворянские и общие местные дела, избирались предводители дворянства и должностные лица. Но кроме официальных дворянские собрания имели и общественно-культурные функции- здесь дворяне развлекались.
Слайд 6Здесь давались балы, званые вечера, торжественные приемы, иногда ставили спектакли
силами крепостной труппы или заезжих актеров. Театр становится непременной частью
времяпровождения городской верхушки. Каждый уважающий себя дворянин держал за правило систематически устраивать приемы и балы у себя дома, даже если он был не очень богат.
А почему?
Слайд 7Петр Великий ввел светские собрания для развлечения на западный манер-ассамблеи.Здесь
общались разные люди –дворяне и купцы. Начинались ассамблеи обычно в
зимнее время после рабочего дня, часа в 4-5 вечера. Главные развлечения- танцы, игры, деловые разговоры. Давайте рассмотрим процесс «внедрения» балов в общественную жизнь дворянства.
Слайд 8Государь издал указ, неслыханный по тем временам. Современники Петра считали
его указ о собрания на балах лиц обоего пола крайне
развращающим.Ведь на них девушкам разрешалось не только не краснея беседовать с мужчиной, но и «прыгать» с ним.
Сезон балов открывал сам Государь. После смерти Петра балы стали давать при каждом торжественном случае. Балы следовали один за другим.
Бал- торжественный вечер с танцами. Именно так написано в книгах хорошего тона. От просто танцевального вечера он отличался наличием большой залы для танцев, оркестра, изысканным ужином специально отведенной комнате и развлечениями.
Слайд 9К 19 веку балы стали неотъемлемой частью общественной жизни. На
балах знакомились, беседовали о политике, здесь же выступали приглашенные знаменитости:
актеры, певцы, музыканты, танцоры. Посещали балы известные литераторы, послы. Ученые и политики. Сформировалось такое понятие как светское общество. Под словом свет понимали привилегированное и благовоспитанное общество. Именно здесь можно было продемонстрировать требуемые достоинства. Если дома и на службе дворянин выступал как частное лицо. То на балу реализуется общественная жизнь дворянина, он является человеком дворянского сословия.
Слайд 10Сезон балов начинался , как правило в октябре. Часто на
них «вывозились « девушки на выданье. Обычно в сопровождении старших
родственников.
Бал с одной стороны , был выражением непринужденного общения, с другой стороны, - формой коллективного времяпровождения, где существовал определенный этикет, где нужно было вести себя соответствующим образом. Все это превращало бал в некий ритуал со строгой последовательностью составляющих частей. Таким образом бал- это своего рода театрализованное представление. В котором каждому лицу соответствовали типовые эмоции, стиль поведения, манеры. Которые необходимо было соблюдать.
Слайд 11Основным элементом бала были –танцы. Причем , шли они в
определенной последовательности.
В начале 19 века бал начинался с полонеза. Затем
следовал самый модный танец –вальс. Затем следовала мазурка с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло. И заканчивался бал котильоном, особым видом кадрили. Который танцевали на мотив вальса. Этот танец –игра, самый шаловливый и непринужденный. Включал в себя фигуры с шутками, подаванием узелков, сделанных из платков. И даже перепрыгиванием через платок.
Музыкальное сопровождение на балу было «живым».
Слайд 12Бал в жизни человека того времени был не только «торжественным
вечером с танцами» но и конкурсом красоты, красноречия, таланта, встречей,
развлечением и очередным шагом в карьере.
Слайд 13Обучение танцам начиналось рано- с 5-6 лет. Если с раннего
детства человек учился танцам, то это впоследствии придавало ему не
только ловкости в танцевальных движениях, но и уверенность в себе. Изящество в движениях было признаком хорошего воспитания, так по походке и манерам можно было определить сословие, к которому человек принадлежал.
В светском обществе была принята определенная манера обращения друг к другу.
Слайд 14
Этикет, кроме правил поведения, предполагал и определенную манеру одеваться.
До
Петра Великого костюм высшего сословия брал за основу формы традиционного
русского костюма. После петровских реформ ситуация коренным образом изменилась. Теперь представители высшего сословия должны были носить одежду и прически европейского образца (в 18 веке обязательным стало ношение париков).
Слайд 16Появились и модные дополнения к костюму-перчатки и веера, мушки и
пудра.
Мушки входят в широкое употребление в 18 веке. Делали их
из тафты и бархата. В России они появились при Екатерине. Место прикрепления мушки было –символично. Комбинации наклеенных мушек и игра веера создавали язык кокетства. Пудра обосновалась в России так же при Екатерине. За год у дамы уходило до полпуда пудры(8кг).Дамы и кавалеры пользовались духами.
Слайд 17К началу 19 века в мужской моде побеждает строгий классический
стиль. В моду входит фрак. Часто на балах или приемах
можно было увидеть военного в парадной форме. Дело в том , что в дворянской среде существовал культ мундира.
В женских костюмах господствовал стиль ампир- платье с завышенной талией, легкие ткани, прическа «а ля гречанка».Для укладки волос использовались щипцы.
Дворяне следили также и за руками. Ногти модно было полировать с помощью специального инструмента.
Бороды у мужчин были не в моде. Носили либо пышные бакенбарды, либо усы.
Слайд 18Среди будничных занятий дворянского сословия 18-19 вв. можно
выделить: чтение книг, чтение периодической печати(газет, журналов), письма.
Слайд 20е
е
а
и
у
а
а
а
у
а
«Не сядьте в лужу»
Не сядьте в лужу! Чтоб
не сесть,
Друзья мои, подумать надо
И мой кроссворд заполнить весь –
Задача для ума и взгляда!
В кроссворде нет согласных букв,
Поставьте их в пустые клетки.
На все решенья - пять минут,
А буквы нужные – на ветке.
в
р
п
к
д
м
ь
л
с
ш