Слайд 1Николай Христианович Бунге
Министр финансов Российской империи
Слайд 2В качестве государственного деятеля Н.Х.Бунге занимал должности:
В 1880-1881 — товарищ министра
финансов.
С 6 мая 1881 — управляющий министерством финансов.
1 января 1882 — 31 декабря 1886— министр финансов.
1
января 1887 — 3 июня 1895 — председатель Комитета министров и член Государственного совета.
С 10 декабря 1892— вице-председатель Комитета Сибирской железной дороги (председателем был наследник престола, будущий Николай II.
Слайд 3Становление Бунге министром финансов
Бунге пришлось вступить в управление министерством при
весьма тяжелых обстоятельствах. Наступившая после 1 марта 1881 г. реакция
отразилась и на финансовом состоянии страны. Тем более, что 1884 и 1885 (особенно) были неурожайными годами
Слайд 4Первые действия в качестве министра финансов
Слайд 5Из «Всеподданейшего доклада», план политики Н.Х.Бунге
"Внимательное изучение слабых сторон нашего
государственного строя указывает на необходимость обеспечить правильный рост промышленности достаточным
для нее покровительством: укрепить кредитные учреждения на началах, проверенных опытом, способствуя притом удешевлению кредита; усилить в интересах народа и государства доходность железнодорожных предприятий, установив над ними надлежащий контроль; упрочить кредитное денежное обращение совокупностью направленных к достижению этой цели постепенно проводимых мер, ввести преобразования в системе налогов, сообразные со строгой справедливостью и обещающие приращение доходов без обременения плательщиков податей; наконец, восстановить превышение доходов над расходами (без чего улучшение финансов немыслимо) ограничением сверхсметных кредитов и соблюдением разумной бережливости во всех отраслях управления".
Слайд 6 … было произведено в размере 1 рубля с каждого
обложенного выкупными платежами душевого надела в великорусских местностях и на
16 копеек с рубля в малороссийских местностях
Слайд 7Отмена подушной подати (1885)
Слайд 8Законом 12 июня 1886 г. был установлен обязательный выкуп для
государственных крестьян. Отмена подушной подати должна была повлечь за собой
и отмену круговой поруки. И в 1885 г. Бунге в своем представлении государственному совету, указывая на разорительные последствия такого способа взыскания налогов, вызывающего, с одной стороны, "прикрепление крестьян к земле паспортной системой", с другой - "стремление самовольной отлучки для приискания лучших заработков", высказывался в пользу отмены круговой поруки
Слайд 9Увеличение налогов:
на спирт(сперва до 8 копеек по закону 19 мая
1881 г., затем до 9 копеек за градус, по закону
18 мая 1885 г.)
на сахар (12 мая 1881 г.)
на табак (18 мая 1882 г.)
повышен гербовый сбор (19 января 1882)
таможенные ставки на многие предметы ввоза, и закрыт транзит через Закавказье
на золотопромышленность, установлены дополнительные и раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий (законы 5 июля 1884 г. и 5 января 1885 г.)
с недвижимых имуществ в городах (13 мая 1883 г.)
поземельный, введен сбор с доходов от денежных капиталов и налог на переход имуществ безмездными способами (налог на дарения и наследства)
на заграничные паспорта
Слайд 10
Ссуды должны были выдаваться 51/2% закладными листами, получившими название 51/2%
государственных свидетельств крестьянского поземельного банка
банк должен был являться лишь посредником
между крестьянами и землевладельцами, уже совершающими сделку по собственной инициативе
назначение банка, как гласили мотивы государственного совета, должно было состоять в содействии зажиточным и имеющим некоторый достаток крестьянам, но не малоземельным.
Слайд 11При Бунге сильное расширение получило сооружение казенных железных дорог. Для
этой цели при Бунге было израсходовано до 133,6 миллионов рублей;
казною сооружено железных дорог всего протяжением в 3461 версту. Кроме того, приобретено в казну несколько линий частных обществ.
Несмотря на отсутствие плана в выкупе частных дорог и государственного железнодорожного строительства и на огромные дефициты от эксплуатации железных дорог, все же именно Бунге много содействовал упорядочению нашей железнодорожной политики, а вместе с ней и вообще русских финансов.
Слайд 12Эпоха протекционизма
Управление Бунге министерством финансов ознаменовалось торжеством протекционизма. Деятельность его
совпала с националистическим курсом внутренней политики. Идеал независимости национального хозяйства,
освобождения его от иноземного господства, проповедовавшийся с особенной энергией "Московскими Ведомостями", а затем Менделеевым , приводил к требованиям повышения пошлин.
Слайд 13Последствия влияния протекционистской политики
В 1881 г. была произведена надбавка на
10% на весь тариф. 16 июня 1884 г. последовало повышение
пошлины на чугун, к которому затем присоединились соответственные повышения на вальцевое железо, сталь, машины и т. п.
В 1884 г. была также установлена общая пошлина на уголь с дифференциональным обложением угля, ввозимого через черноморские порты и западную сухопутную границу.
Слайд 14Введение подоходного налога
Основная причина – острая финансовая нужда.
В своем всеподданнейшем
докладе на 1884 г. Бунге в категорической и определенной форме
признал подоходный налог наиболее целесообразным и справедливым способом обложения. Но, опасаясь сильной ломки хозяйственных отношений, он не решился сразу приступить к введению подоходного налога и на первое время установил ряд частных налогов, имевших значение мер, подготовлявших введение одного подоходного налога. В числе реформ Бунге необходимо указать еще первый шаг на пути регламентации фабричного труда, выразившийся в законе 1 июня 1882 г., начало более правильного устройства городских и частных банков, положенное правилами 26 апреля 1883 г., и питейную реформу 1885 г.