Слайд 1Человек и природа в славянской мифологии
Слайд 2Цель проекта:
Изучение культуры своих предков через мифы древних славян
Слайд 3Задачи проекта:
Изучить литературу о славянской мифологии.
Познакомиться с сохранившимися славянскими мифами.
Определить
взаимоотношения мира людей и мира природы, нашедшие своё отражение в
мифологии древних славян.
Слайд 4Понятие мифологии
Мифология — это одна первых форм сознания, которое выражало
отношение народов к миру. Миф (от древнегреческого — mythos) в
переводе с древнегреческого означает «слово», «предание», а мифология — это собрание преданий. Мифы стали своего рода первыми ответами на вечные вопросы о происхождении мира и человека.
Слайд 5Понятие язычества
Со временем на основе мифологии формировались и религиозные представления
народов. Чаще всего первые религии были политеистическими, т.е. народы поклонялись
не одному, а многим богам. В русской традиции политеистические религии принято называть языческими (или язычеством).
Слайд 6Главная тема славянских мифов
Мифология отражала отношения людей с природой, поскольку
для древнего человека именно проблема взаимоотношений с природой была главной.
Поэтому основным свойством язычества можно считать обожествление природы, когда божествами признавались различные природные объекты — солнце, луна, звезды, воздух, огонь, вода, животные, растения, камни и т. д.
Слайд 7Велес
Велес – покровитель охотников, ещё он бережёт скот.
Оттого и звали его иногда и Скотьим Богом.
Слайд 8Велес
В дань ему каждую осень на полях оставляют несколько колосков
– несжатую полоску ржи. «Велесу на бородку», - говорят пахари.
Слайд 9Велесовы дни
В древности на Руси праздники накануне Нового года посвящались
Велесу. Люди молили об урожае, гадали о будущем, заклинали скот
от мора, нечистой силы и хищников. И назывались эти недели «велесовы дни».
Слайд 10Велесовы дни
Тогда брал хозяин топор, надевал шубу вверх мехом, подражая
мохнатому богу Велесу, и шёл оберегать своё богатство, призывая на
помощь всемогущего и всеведающего «скотьего бога»
Слайд 11Макошь
Русские люди звали её нежно Мать –сыра -земля, потому что
земля и есть мать всему живому. Волосы её шёлковая трава.
Груди – горы высокие. Руки – деревья ветвистые. А тело – сама тёплая земля, пронизанная жилами ручьёв и речек с живой водой. Мать – сыра земля дарит людям богатый урожай, она богиня всех благ жизненных и изобилия. Недаром в руке своей держит она турий рог изобилия, из которого рассыпает цветы и плоды.
Слайд 12Лада
С Макошью связана и сестра её – Лада, богиня любви
и покровительница брака. В её власти заставить рожать вспаханное поле.
Она же научила людей пахать. И стали с тех пор люди с нетерпением ждать весны.
Слайд 13Лада
При вступлении в брак славяне делали жертвоприношение этой богине. Ладу
поминают ещё и в неделю Троицына дня, когда завивали венки
и по ним девушки гадали о суженом.
А сильна-дробна пчела
На полёт вылетела,
Ай, дидо, ой, ладо!
На полёт вылетела,
На лугах садилася,
Разные цветы-травы рвала,
Она себе венок вила
На свою головушку,
На свою весёлую,
Ай, дидо, ой, ладо!
Слайд 14Ярило
Ярило – бог солнца, а ещё божество плодородия. Едет он
от села к селу. Конь под ним белый с увитой
цветами гривой. В одной руке у Ярилы сноп спелых колосьев, в другой – рог с веселящим пивом. Русые кудри украшает венок васильковый.
Слайд 15Ярило
Праздник, посвящённый Яриле, называется Ярилки. Люди встречают щедрого бога радостными
песнями:
- Расходился Ярило
По всему свету,
Полю жито народил,
Людям детей плодил.
А где
он ногою,
Там жито копною.
А куда он взглянет,
Там колос зацветает.
Слайд 16Ярило
Всю ночь длятся игрища вокруг костров горящих на холме. А
самый красивый юноша в колпаке, украшенном бубенцами, цветами и лентами
водит хороводы, раздаёт угощения, затевает игры.
Слайд 17Перун
Июнь. Самая макушка лета. Завязались клубни в земле, пошли в
колос рожь и пшеница. Теперь поля жаждут воды. Тем временем
разгорается в небе грозовое пламя. Вскипела под палицей Перуна дождевая вода. Купает её в ливнях бог – громовик небо и землю, даруя полям животворную влагу.
Слайд 18Купало
Вот тогда и появляется Купало, божество земных плодов, лесных трав
и цветов. Неслышными шагами проходит он по земле, и благоухает
на его голове венок из жёлтых цветов купальниц, переплетённых с белыми купавами.
Слайд 19Купало
Появление Купалы – настоящий праздник. Юноши берутся за руки, скачут
через огонь, а девицы с венками на головах водят хороводы,
купаются в утренней росе и поют-славят бога Купало:
Купало, Купало!
Где ты зимовало?
«Летовало во лесе,
Зимовало в велесе!»
Слайд 20Купало
В чародейную эту ночь деревья сходят с места, собираются, ведут
между собой тихие, шелестящие беседы. Толкуют о чём-то своём травы.
Лопочут звери. И все друг друга понимают.
Слайд 21Выводы:
1. В славянских мифах отразился весь жизненный цикл крестьянина –
общинника: цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьба, похороны и т.д.
2.
Объектом поклонения становились силы природы — дождь, ветер, солнечный свет, гром, молния и т.д., то есть все то, что непосредственным образом влияет на появление урожая.
3. Важнейшим смыслом существования древних славян являлся поиск гармоничного существования в природе и с природой.
4. Список изученной литературы прилагается (см. следующий слайд).
Слайд 22Литература
1. Глушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. –
М.: Эксмо, 2007.
2. Перевезенцев С.В.Славянская мифология. –Http://www.portal-slovo.ru/history/35236.php?ELEMENT_ID=35236.
3. Яхнин Л.
Мифы и герои Древней Руси. – М.: Стрекоза, 2008.
4.http://images.yandex.ru/yandsearch?text.
Слайд 23Авторы проекта учащиеся 6В класса МОУ «СОШ № 19»:
Березовский Павел
Мнацаканян
Анна
Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы Гузенкова Марина
Николаевна