Слайд 1 Жусипбек Аймауытов
Родился в 1889 году в Баян-Аульском районе Павлодарской области. Жил в бедной
семье. С детства обучался арабской грамоте, кузнечному делу и резьбе
по дереву.
В 18 лет Жусипбек одну зиму проучился в русской школе, затем два месяца в казённой сельскохозяйственной школе, из которой был исключен. В 1914 году поступает в Семипалатинскую учительскую семинарию, которую заканчивает в 1919 году. Здесь он знакомится с Канышем Сатпаевым и Мухтаром Ауэзовым. Учась в семинарии, Жусипбек Аймауытов работал чеканщиком, столяром, плотником, сапожником, изготовлял домбры.
В 1911—1914 годах аульный учитель, в 1919—1922 — член коллегии Наркомпроса республики, начальник Семипалатинского губернского отдела просвещения, редактор газеты «Қазақ тілі». В 1922—1924 годах учитель в Каркаралах, в 1924—1926 — литературный сотрудник газеты «Ак жол» (Ташкент), в 1926—1929 — директор Шымкентского педагогического техникума. В 1929 году он переезжает в Кызыл-Орду для работы в газете «Енбекші қазақ».
Его статьи не понравились властям, и вскоре он был арестован по ложному обвинению в присвоении пожертвований, выделенных для голодающих Тургая, Кустаная, Актобе. Был оправдан. Но через непродолжительное время Аймауытов был снова арестован уже по обвинению в контрреволюционной деятельности, препровожден в Москву. Осужден Коллегией ОГПУ и расстрелян в апреле 1931 года. Посмертно реабилитирован в 1988 году.
Слайд 2Мустафа Чокай
1890-1941 гг
Казахский мыслитель, ученый и общественный деятель, Мустафа Чокай
был единственным представителем народов Туркестана в Политическом бюро Мусульманской фракции
Государственной Думы. Он сыграл решающую роль в том, что Дума приняла решение о создании комиссии для расследования зверств казачества и карателей по отношению к участникам восстания 1916 г. Мустафа Чокай возглавлял комиссию представителей по защите прав народов Туркестана в Учредительном собрании. В декабре 1917 г. Чокай вошел в состав правительства Алаш-Орды .
Находясь в эмиграции, М. Чокай организует и участвует в издании журналов и газет, освещающих жизнь народов Туркестана. После начала Великой Отечественной войны М.Чокай был арестован и помещен в концлагерь под Парижем. Две недели его продержали, а затем освободили.. В одном из лагерей он заболел, и 27 декабря 1941 г. Мустафы Чокая не стало. Гуманист, демократ, человек энциклопедических знаний, Мустафа Чокай выступал как просветитель, как глашатай древней и богатейшей культуры и истории народов Средней Азии и Казахстана. Он был знатоком русской литературы, блестяще владел английским, французским, немецким, турецким и арабским языками. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за правду, за достоинство и честь народов Средней Азии и Казахстана, его сердце и душа всегда были с родным народом.
Слайд 3Миржакип Дулатулы
Миржакип Дулатулы родился 25 ноября 1885 года в ауле
№ 1 Сарыкопинской волости Тургайской области и уезда. Происхождением из рода Мадияр,
входящего в состав племени Аргын Среднего жуза. Миржакип окончил начальную школу в ауле. В 1901 году он поступает в Государственное русско-казахское училище, педагогический класс которого окончил в 1902 году, став сельским учителем. Преподавателем казахского языка в этом училище был Ахмет Байтурсынов, с которым в дальнейшем будет неразрывно связана литературная и политическая деятельность Миржакипа Дулатова. Летом 1917 года Миржакип Дулатов становится одним из организаторов Первого всеказахского съезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия «Алаш». И уже в декабре 1917 года после Октябрьского переворота в метрополии снова в Оренбурге собирается Второй общеказахский съезд, который провозглашает Казахскую автономию, которую видят в будущей федеративной России под управлением меньшевиков. Дулатов становится членом правительства «Алаш-Орда» вместе с его руководителями Букейхановым и Байтурсыновым. Пришедшие к власти большевики упразднили Автономию «Алаш-Орды» в феврале 1920 года. Её лидеры были амнистированы, и, хотя вошли в местные органы управления, постоянно находились под наблюдением НКВД.
Дулатов вернулся к издательской и педагогической деятельности и с 1922 по 1928 год жил в Оренбурге. В 1928 году Миржакып резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии. 29 декабря 1928 года его арестовали органы НКВД по обвинению в казахском национализме. Он отсидел в Бутырской тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. Там его узнал учёный и священник Флоренский, имя Миржакипа уже было в «Литературной энциклопедии», а также в «Малой Советской Энциклопедии» и устроил его фельдшером в больнице, спасая от тяжелых работ. И 5 октября 1935 года Миржакип Дулатов скончался в Центральном лазарете Сосновецкого лагеря и был похоронен на вольном кладбище.
Слайд 4Ахмет Байтурсынов
Ахмет Байтурсынов (каз. Ахмет Байтұрсынұлы; 28 января 1873, урочище Сартыбек,
Тургайская область — 8 декабря 1937, Алма-Ата) — казахский общественный
и государственный деятель, член Коммунистической партии большевиков (ВКП б) (репрессирован в 1937 году), просветитель, ученый-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик.
Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.
Разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.
Расстрелян в период Большого террора, реабилитирован посмертно.
Слайд 5Алихан Бокейханов
Букейханов Алихан Нурмухамед-улы родился в Каркалинском районе Карагандинской области
в 1866 году, расстрелян в Москве 27 сентября 1937 года.
Учился в Омском техническом училище, на экономическом факультете лесотехнического института в Санкт-Петербурге, затем завершения которого вел в Омском училище лесного хозяйства педагогическую и научную работу. Самоопределившись, А. Н. Букейхан создает национальную политическую партию "Алаш", идейные предпосылки которой были заложены газетой "Казах", выходившей с 1913 года. В декабре 1917 года по инициативе А. Букейхана на П Всеказахском учредительном курултае была провозглашена "Алаш-орда", т. е. автономия казахов. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято вывод о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам. Самое принципиальное в политическом наследии А.Букейханова - мысль национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее претворение, провозгласив в декабре 1917 года держава "Алаш-Орда", и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью.