Слайд 1Дорога жизни – Ладожское озеро
Ковалёва Полина
7акласс 345 школа
2010год
Слайд 2
В качестве последней надежды на снабжение
осаждённого города осталась Ладога. Ладожское озеро имеет тяжёлый нрав, и
с момента основания Санкт-Петербурга строились обходные водные пути для обхода озера при перевозке. На берегах Ладоги не было ни пристаней, ни пирсов. Но уже в сентябре началась первая навигация по Ладожскому озеру.
Слайд 3
30 августа 1941г. Государственный Комитет Обороны
решил организовать через Ладожское озеро доставку продовольствия и боеприпасов в
Ленинград, а из осажденного города - эвакуацию женщин, детей, стариков и раненых. Осуществлять перевозки должны были суда Северо-Западного речного пароходства и корабли Ладожской военной флотилии (штаб флотилии находился в городе Новой Ладоге, в доме № 30 по улице Карла Маркса)
Слайд 4
30 августа 1941 года ГКО принял
свое первое постановление № 604 «О транспортировке грузов для Ленинграда»,
в котором были намечены конкретные меры по организации водных перевозок по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал Дорогой жизни.
Слайд 5
С 12 сентября по 15 ноября, когда
навигация официально закончилась, по Ладоге удалось доставить 24 097 т
зерна, муки и крупы, более 1130 т мяса и молочных продуктов и др. грузов. Каждый рейс по озеру был подвигом. Количество продовольствия, привезенное по Ладоге, составляло 20-дневную потребность города.
Слайд 6
22 ноября на лед вышла первая автоколонна грузовых автомашин
ГАЗ-АА. Ледовая дорога, которая стала именоваться Военно-автомобильной дорогой № 101
(ВАД-101), начала действовать 26 ноября 1941 года. Всю дорогу из-за усталости льда пришлось переносить на новую трассу. А за первый месяц работы дорога переводилась на новые трассы четыре раза, а отдельные ее участки еще чаще.
Слайд 7
Дорога стала сложнейшим инженерным сооружением. Ее строители изготавливали дорожные знаки,
вехи, переносные щиты, мостики, строили базы, склады, обогревательные и медицинские
пункты, пункты питания и технической помощи, мастерские, телефонные и телеграфные станции, приспосабливали разнообразные средства маскировки. Эта работа требовала самоотверженности и мужества, так как ее приходилось вести при любых условиях — лютых морозах, леденящих ветрах, пурге, артобстрелах и налетах вражеской авиации.
Слайд 8
24 ноября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта принял постановление
№ 00419 «О строительстве Военно-автомобильной дороги № 102 (ВАД-102)» Таким
образом, теперь доставка грузов для Ленинграда стала производиться по двум дорогам.
Слайд 9
Дорога состояла из двух кольцевых трасс, каждая из которых имела
два отдельных направления движения – для грузового движения (в город)
и для порожняка или эвакуации (из города).
Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, занятие противником 8 ноября Тихвина, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день. В ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 т грузов.
Слайд 10
"Дорога жизни" - это не только трасса
по льду озера, это путь, который надо было преодолеть от
ж/д станции на западном берегу озера до ж/д станции на восточном берегу и обратно. Дорога работала до последней возможности. В середине апреля температура воздуха стала подниматься до 12 - 15°С и ледовый покров озера стал быстро разрушаться.
Слайд 11
На поверхности льда накапливалось большое
количество воды. В течение целой недели - с 15 по
21 апреля - машины шли по сплошной воде, местами глубиной до 45 см. В последних рейсах машины не доходили до берега и грузы переносили на руках. Дальнейшее движение по льду стало опасным, и 21 апреля Ладожская ледовая трасса была официально закрыта, но фактически она функционировала до 24 апреля, так как некоторые водители, несмотря на приказ о закрытии трассы, продолжали рейсы по Ладоге.
Слайд 12
Когда озеро начало вскрываться и движение машин по трассе прекратилось,
работники трассы перенесли с восточного на западный берег 65 т
продовольственных продуктов. Всего за зиму 1941/42 года по ледовой трассе было доставлено Ленинграду 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия.
Слайд 13
Человеку трудно привыкнуть к бомбежкам и к жизни в постоянном
страхе, но оказывается, что также трудно отвыкнуть от постоянно нависающей
угрозы. Жители Ленинграда за время блокады стали чувствовать между собой некую связь и стали друг другу, как братья и сестры.
Слайд 14
Памятник "Цветок жизни" сооружен Ленинградским Пионерстроем
совместно со строителями Главленинградстроя на 3 км легендарной дороги Жизни.
На искусственном холме бетонный цветок высотой 15 м, вокруг 2 ряда бетонных наклонных плит. В 1984г. посажена Аллея дружбы, соединяющая мемориал с Траурным курганом, на котором установлены 8 бетонных плит с текстом Дневника Тани Савичевой...