Слайд 1Древнейшие люди на территории Восточно – Европейской равнины.
6 класс история
России
Слайд 2План урока:
1. Великое оледенение.
2. Освоение северных районов Восточной Европы.
3. Переход
к производящему хозяйству.
4. Скотоводы и земледельцы.
Слайд 3Основные понятия
Палеолит
Мезолит
Неолит
Неолитическая революция
Железный век
Слайд 4« Крупнейшим событием было … быстрое таяние ледника. …Если
палеолит был для человечества школой мужества и организованности, то мезолит
стал школой находчивости и личной инициативы…»
Б.А.Рыбаков
Слайд 5Проблема
Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека
была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и
изобретателя.
Слайд 71.Великое оледенение.
История наших далеких предков началась с освоения территории Восточной
Европы .
2 млн лет назад началось Великое оледенение. С этого
времени наступали ледниковые эпохи.: длительные этапы, когда огромная часть суши покрывалась ледяными щитами .Все животный и люди вынуждены были уходить на земли свободные ото льда.
Слайд 8Предки современного человека появились на территории Восточной Европы примерно 40
тыс.лет назад. Этот период получил название «нижний палеолит»( древний каменный
век)
Уже тогда появились разные способы обработки камня и кости. Зародились первые религиозные представления.
Слайд 92.Освоение северных регионов Восточной Европы.
Приблизительно 25 тыс. лет н. первобытные
люди смогли продвинуться еще дальше на север. Археологами были обнаружены
стоянки под Владимиром( Сунгирь) и на реке Чусовой. Самой северной является стоянка в среднем течении р. Печеры.
Слайд 10По тундростепям Европы бродили мамонты, шерстистые носороги, северные олени. В
поисках корма они постоянно перемещались по степным просторам. За ними
кочевали и охотники.
Слайд 11Последняя ледниковая эпоха завершилась 13 тыс. лет назад.
Тающий ледник ушел
на север, открывая дорогу холодным ветрам. Жаркое лето сменялось холодными
зимами.
Теперь травоядные животные паслись зимой в южных районах,. ПРОДВИГАЛИСЬ НА СЕВЕР , ВСЛЕД ЗА НИМИ И ЧЕЛОВЕК.
Слайд 12С течением времени первобытные охотники почти полностью истребили крупных животных.
Древние люди были вынуждены охотиться на мелкую дичь. Тогда были
изобретены лук и стрелы. Охота большими группами отпала . Зато человеку удалось приручить помощника собаку.
Слайд 13Изменились и орудия охоты.
Их рабочие части изготавливались из микролитов –
кусочков кремнёвых пластин, имевших геометрическую форму ( трапеции, треугольника). Это
был важный шаг в развитии человека. Период ,когда произошли эти изменения (11 – 8 тыс.лет назад. – называют мезолитом – средним каменным веком.
Слайд 14Почему степи ледникового периода называют мамонтовыми?
Как вы можете объяснить исчезновение
крупных животных после окончания ледниковой эпохи?
Слайд 153.Переход к производящему хозяйству.
8- 3 тыс. лет назад наступила эпоха
неолита( нового каменного века). В середине 4 тыс. до н.э.
Началось
новое похолодание климата. Хвойные леса разрослись , уменьшился травяной покров и кустарники основное питание животных. Человек начал подкармливать диких животных. Некоторых из них он мог приручить. Для этого необходимо было накапливать запасы растительных кормов.
Прежние охотники и собиратели научились выращивать растения. Так человек постепенно перешел от присваивающих форм хозяйства. К производящим. Эти изменения получили название « неолитическая революция».
Слайд 16Присваивающее хозяйство – основано на том, что человек берет у
природы в готовом виде все необходимое ему для жизни( питание,
одежду).
Производящее хозяйство – это хозяйство, в котором основные продукты, необходимые для жизни, человек производит собственным трудом, дополняя природные ресурсы тем, чего ему не хватает.
Слайд 17Как изменение природных условий в эпоху неолита повлияло на животный
мир и поведение древнего человека?
Слайд 184. Скотоводы и земледельцы.
Занятие земледелием требовало длительного проживания на одном
месте – оседлого образа жизни.
Скотоводство же, напротив, предполагало постоянное кочевье
с одного пастбища на другое
началось отделение земледельческих племен от скотоводческих.
Слайд 19Вначале разделение на пастушеские( скотоводческие) и земледельческие племена укрепляло связи
между ними. Но когда в результате освоения металлов человек смог
улучшить условия своей жизни. Отношения из мирных стали воинственными.
Слайд 20Железо заменило камень . Каменный век сменился железным веком. На
территории нашей страны это произошло в начале 1 тысячелетия до
н.э. Появилось оружие( мечи, наконечники копий и стрел) орудия труда( ножи, шилья, топоры).
Слайд 21Так человек приспосабливал природу к своим потребностям, совершенствовали орудия труда,
находили новые способы взаимодействия друг с другом.
В чем отличия образа
жизни земледельцев от хозяйственной и бытовой жизни кочевников?
Слайд 22Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека
была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и
изобретателя?