Слайд 1
Холокост: трагедия европейского еврейства
Слайд 2Слова пастора Мартина Нимеллера, узника фашистских концлагерей
…Сначала они пришли за
евреями.
Я молчал – я не был евреем.
Затем они пришли за
коммунистами.
Я молчал – я не был коммунистом.
Затем они пришли за профсоюзными работниками.
Я молчал – я не был профсоюзным работником.
Затем они пришли за мной.
Не осталось ни кого, кто мог бы помочь мне.
Слайд 3Холокост –
«всесожжение»
- систематическое преследование и истребление нацистами миллионов
жертв нацизма: евреев, цыган, славян - которые подвергались дискриминации, зверствам
и жестоким убийствам.
Слайд 4Ненависть Гитлера к евреям:
1. Нечистоплотность и неопрятность.
2. Моральная грязь.
3.
Раздвоение личности.
4. Изворотливый и богатый ум.
5. Ростовщичество.
6. В жилах
отца фюрера текла еврейская кровь.
7. Мать фюрера погибла от рук неквалифицированного врача с еврейским происхождением.
8. Он провалил экзамен в художественной школе из-за негативного отношения к нему учителя с еврейскими корнями.
9.В своем труде "Моя борьба" Гитлер подробно разъяснил свою теорию о превосходстве именно немцев, которых он именует арийцами.
Слайд 5После прихода к власти нацистов в Германии началась антиеврейская кампания.
Она выразилась, прежде всего, в устранении евреев с общественных постов,
а также в преследовании евреев — педагогов, писателей, художников, музыкантов, журналистов.
Слайд 6
После массового еврейского погрома 1938 года — погрома, произошедшего в
ночь на 10 ноября и известного под названием "Хрустальная ночь"
(из-за множества осколков стекол, усеявших улицы) около 30 тысяч евреев были арестованы и высланы в концентрационные лагеря, а на еврейство в целом был наложен штраф в миллиард марок.
Слайд 7Во время Великой Отечественной войны немецкие войска, занявшие Киев 19
сентября 1941 года, использовали Бабий Яр как место массовых расстрелов.
Бабий яр
Слайд 8Немецкие концентрационные лагеря и лагеря смерти
1939 – 1945 гг.
в границах территории современной
Республики Польша
Слайд 9
В 1941-1942 годах были созданы несколько концлагерей. Самые известные из
них:
Освенцим ,
Бухенвальд,
Маутхаузен,
Штутгоф,
Равенсбрюк,
Майданек,
Треблинка,
Собибор
Белжец
Дахау
– это были крупнейшие нацистские лагеря массового уничтожения.
Слайд 10Освенцим – лагерь смерти
Ворота лагеря с надписью
«Труд освобождает»
Слайд 11 Новых заключенных при входе в лагерь встречала вывеска
на немецком: Arbeit Macht Frei — труд делает свободным, что,
конечно, было ложью. Освободиться из лагеря можно было только одним путем — умереть.
Попасть на территорию лагеря для заключенный мог только через эти ворота.
Слайд 12На фото видны протезы, оставшиеся от инвалидов. Всех больных, слабых,
старых, беременных, маленьких детей убивали сразу по прибытию в лагерь.
Слайд 13 Всех убитых в газовых камерах сжигали в
крематории, который работал круглосуточно. Одно тело сгорало в печи, работающей
на коксовом угле за 30-40 минут, таким образом, в день пропускная способность крематория равнялась 360 сожженным трупам.
Слайд 14Карцер был размером 90 на 90 сантиметров, на фото видны
три карцера, стена разобрана специально. Залезть в него можно было
только на четвереньках. В одну камеру карцера помещали по 4 человека.
За любую провинность заключенный помещался в карцер. Например, если арестант подбирал окурок, который бросил эсэсовец, то он должен был сутки простоять в карцере.
Слайд 15Медицинские эксперименты
Заключенных подвергали:
Заражению вирусами
Голоду
Переохлаждению
Обезвоживанию
Гипоксии
Слайд 16В Освенциме было уничтожено более 1 миллиона евреев, около 75
тысяч поляков, 21 тысяча цыган, 15 тысяч советских военнопленных и
15 тысяч представителей других национальностей.
Слайд 1727 января 1945 г. солдаты Красной Армии освободили узников Освенцима.
В 2005 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день
освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв холокоста.
Слайд 18Ирена Сендлер
или Ирена Сендлерова
Польская
активистка
Движения
Сопротивления,
спасшая 2 500
еврейских детей из
Варшавского гетто.
Слайд 19Праведники народов мира
Медаль Праведника мира
Праведники народов мира - это, те,
кто спасал евреев во время Холокоста, рискуя при этом собственной
жизнью.
В настоящее время Праведниками мира признано около 15 тысяч человек.
Слайд 20Януш Корчак
Польский педагог, отказавшийся от предложенной свободы и предпочёл остаться
с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
Слайд 21Отличительные черты Холокоста
Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к
уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира;
Уничтожение от
четверти до трети цыганского народа;
Уничтожение до 10 % поляков (не включая военные потери и потери от истребления литовскими и украинскими коллаборационистами, а также советскими карательными органами);
Уничтожение около 3 миллионов советских военнопленных;
Разработка систем и способов массового уничтожения людей при постоянном их совершенствовании (лагеря смерти и т. д.).
Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты нацистов над жертвами Холокоста.
Слайд 22Месть за холокост
Абба Ковнер создал группу «Нокмим» в составе 50 человек.
В 1946 г. планировалось отравить водопроводы, в результате чего в
этих городах должно было погибнуть шесть миллионов немцев.
План отравления водопроводов был сорван британской военной полицией, арестовавшей Ковнера при перевозке яда. Оставшиеся на свободе члены группы перешли к запасному плану — отравление немецких военнопленных, заключённых в тюрьме Нюрнберга и Дахау, мышьяком в хлебе.
В результате этого теракта 2283 немецких военнопленных были отравлены и заболели, но достоверных данных о числе погибших нет: экспертная оценка — 300-400 человек.
Слайд 23Итак, что же такое холокост?
Холокост – это смерть. Смерть людей
в огромном количестве, смерть просто за другую национальность.
Холокост, как
величайшее преступление перед человечеством, как незабываемая трагедия народа и как нравственный урок будущим поколениям может быть осмыслен лишь в контексте всех предшествующих событий, которые сделали его возможным.
Тема Холокоста – не только еврейская тема. Это тема всемирная. Человечество должно извлечь уроки из этой истории, чтобы она никогда не повторялась. Ни с одним народом!
Слайд 26И. Бауэр
"Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не
были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями".
Слайд 27
«Дневник Анны Франк» - записи на нидерландском языке, которые вела еврейская девочка Анна
Франк с 12 июня 1942 г. по 1 августа 1944 года в период нацистской оккупации Нидерландов. Эти письма она
писала вымышленной ею подруге Китти. В них она рассказывала Китти всё, что происходило с ней и с другими обитателями убежища каждый день. Свой дневник Анна назвала — «Убежище».
Запись 19 ноября 1942:
Слайд 28
Анна Франк умерла от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен на Люнебургской пустоши 12
марта 1945 года, через несколько дней после освобождения. Из восьмерых
обитателей убежища Холокост пережил только отец Анны, который и опубликовал дневник своей дочери в 1947 году
Слайд 29«Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о
своем авторе всему миру. Эта маленькая записная книжка была предъявлена
на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Слайд 30Домашнее задание
1. Найти информацию о людях, которые спасали евреев в
годы войны.
2. Эссе учащихся – по фильму «Список Шиндлера»
«Мальчик в полосатой пижаме»
или по высказыванию М.Я. Гефтера: «Никогда не бывает геноцида против одного народа, геноцид всегда против всех».