Слайд 1Антипова Любовь Николаевна, учитель кубановедения
МБОУ СОШ№1 Ленинградского района Краснодарского края
Слайд 2Я верю, Господи! Ты вознесён!
И вот звучат, как арфы, неба
сферы.
Тому на радость явь Христовой веры,
Кому земля – как
преходящий сон…
И в голубых лучах, в любви ликуя,
Тебе престолы благостно поют
Священное от века аллилуйя.
Г. Чулков
Распространение
христианства на Кубани
Слайд 3Северный Кавказ – одна из древнейших колыбелей христианства в России.
Первая проповедь христианства на
Кавказе относится к 40-м годам по
Рождеству Христову, когда на наши земли ступила нога апостола Андрея Первозванного, верного ученика Иисуса Христа. Апостол Андрей с учениками проповедовал христианское вероучение среди многих народов, в том числе греков, скифов, зихов, сугдеев, касогов – предков нынешних адыгов.
Слайд 4В V веке на Северный
Кавказ был сослан
святитель Иоанн Златоуст.
Слайд 5
Массовое обращение в христианство началось при византийском императоре Юстиниане Великом.
Юстиниан присылал на Кавказ священников, которые обращали народ в христианскую
веру. Проповедь христианства пользовалась большим успехом. Важно еще и то, что она никогда не сопровождалась насилием. Период с V по XIII века стал временем крещения многих северокавказских племен, эпохой образования кавказских епархий.
Слайд 6Схема расположения древних христианских храмов на территории
Западного Кавказа
Слайд 7В середине IX века по северным землям нашего края проходил
путь святых первоучителей славянских Кирилла и Мефодия.
Слайд 8
В первой половине XI века на
Северном Кавказе возникло русское Тмутараканское княжество, а вместе с ним
и Тмутараканская епархия. Легкость, с которой возникла эта первая русская епархия на Северном Кавказе, свидетельствует о значительном распространении христианства среди местного населения. В её состав вошли не одни русские, но и завоеванные зихи и касоги..
Слайд 9
Тмутараканская епархия просуществовала
около ста лет. Здесь же, на Тамани,
жил
святой преподобный Никон, игумен
Печерский, который основал здесь
монастырь.
Слайд 10На территории Кубани христианство было возвращено черноморскими казаками при их
переселении на подаренные земли в 1793 году.
Слайд 11С приходом черноморцев –
отважной казачьей вольницы
из Запорожья –
Кубань во всей
полноте познала Веру Христову.
Это были рыцари
Православия,
девиз которых был "За Веру,
Отечество и народ».
Православие с того момента
становится надежным оплотом
южных границ государства
Российского, православное
казачество – верным носителем.
Слайд 12 Несмотря на все трудности первого времени освоения новых земель,
они первым долгом заботились о строительстве церквей и подготовке
духовенства
из казачьей среды. Самый первый храм казаки возвели на
Тамани в честь Покрова Божией Матери в 1793 году
Слайд 13
В 1796 г. на Кубани уже было 4 церкви, в
1797 году – 23 построенных и строящихся церквей, на службе
состояло 25 священников и дьяконов.
В 1802 г. вместо походной Свято-Троицкой церкви в
городе Екатеринодаре был построен Воскресенский войсковой собор
Слайд 14
Предметы периода раннего христианства,
найденные на территории Таманского
полуострова –
исторические свидетели
этой эпохи.
Слайд 15Фрагмент ручки от древнерусской корчаги. Этот артефакт
украшен Крестом. Можно
сделать вывод, что соответствующий
сосуд принадлежал монастырюпреподобного Никона.
Блюда с христианской символикой
Слайд 17«И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не
будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто
умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает».
(Матф. 18, 3-5)
Слайд 18Черноморцы — выходцы из запорожских казаков — отличались
особенной религиозностью
и приверженностью к православной
вере. Не случайно за ними исторически
закрепилось
красноречивое название — «рыцари Православия». Веками
защищая рубежи нашего Отечества от турок-мусульман и
поляков-католиков, они знали цену веры своих предков,
готовы были пожертвовать жизнью ради своею народа, свободы
и убеждений. Это было удивительное время казачьего
первохристианства! Казаки впервые вступали на земли, по их
представлениям, не освещенные светом веры Христовой,
где не было ни одной церкви, ни одного священника.
У них было только одно — упование на милость Божию.
Еще не было ни домов, ни крепости, ни духовенства, но первой
была заложена именно церковь.