Слайд 1
Министерство образования и науки РФ
Департамент образования Кемеровской области
ГОУ СПО Киселёвский
педагогический колледж
Художественная культура Древнего Египта
Составитель: Исакович Оксана Петровна, преподаватель МХК
Киселёвск
2012
Слайд 2Содержание:
Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после
смерти.
2. Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни
в искусстве Древнего Египта.
3. Рельефы и фрески.
4. Скульптурные памятники.
Литература и интернет-ресурсы
Слайд 4
Культура Древнего Египта начинает отсчёт времени с IV тыс. до
н.э. (додинастический период) и проходит следующие этапы развития:
Древнее царство
(XXXII – XXI вв. до н.э.),
Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.),
Позднее царство (XI в. – 332 г. до н.э.).
Слайд 5Культура Древнего Египта выросла из идеи вечной жизни.
В бесплодной
зоне пустыни основу богатого урожая составляли ежегодные разливы Нила.
Египтяне
объясняли их тем, что богиня Исида оплакивает своего супруга - бога растительности Осириса, убитого коварным богом пустыни.
Слайд 6Осирис – бог возрождения, царь подземного мира
Слайд 8Осирис, ставший владыкой загробного мира, из глубин земли высылал урожай,
заставляя поля плодоносить, или сдерживал её силы.
Ту же власть
над урожаем имели все покойники, находившиеся под землёй. Следовательно, забота о посевах становилась заботой об усопших, которых нужно было поддерживать пищей, питьём и теплом.
Сложился культ мёртвых – культ той жизни, которую дарует смерть умирающего и воскресающего бога.
Слайд 10Вместе с тем жизнь в Египте зависела от чёткого функционирования
ирригационной системы, которую регулировала верховная власть, т.е. фараон.
По этой причине
фараон приравнивался к богу, соединяя образ смертного царя и бессмертного бога Хора (сына Осириса и Исиды).
Слайд 11Вера в то, что жизнь после смерти продолжается, но только
в могиле, породила традицию сохранять тело, строить для него гробницы
и выполнять магический ритуал, который гарантировал защиту от всех неприятностей в мире мёртвых.
Слайд 12Ключевую роль играл обряд мумификации, состоявший в особой консервации «священных
останков» умершего путём удаления внутренностей, просушки и бинтования всех частей
тела пеленами из полотна, пропитанными смолой.
Слайд 13Для защиты мумии требовалось надёжное укрытие – гробница, в которой
обитало множество душ покойного.
Слайд 14Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, ибо там,
за горизонтом, ежедневно скрывался солнечный бог Ра, чтобы наутро вновь
родиться на востоке. Этот переход из бытия в небытие и снова в бытие отражали архитектура и изобразительное искусство, которое египтяне наделяли магическими свойствами.
Слайд 15В I в. до н.э. пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина
были названы одним из семи чудес света. И сегодня они
поражают своим величием: «Всё боится времени, но время боится пирамид».
Слайд 16Пирамида Хеопса имела вначале 146 м высоты, теперь она достигает
лишь 137 м, а на месте её вершины образовалась площадка
шириной в 10 м.
В настоящее время пирамида Хефрена – единственная, сохранившая полированную облицовку, её высота меньше пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, её вершина находится на том же уровне.
Пирамида Микерина достигает 66 м в высоту.
Слайд 17Пирамиды, будучи символами вечности, являются только частью некрополя наряду с
погребениями цариц, сфинксов и заупокойными храмами. Сфинкс с туловищем льва
и головой царя олицетворял сверхъестественную силу фараона, власть которого простиралась «над всеми существами, ходящими на двух или четырёх ногах, над всем, что летает и порхает».
Заупокойные храмы также символизировали вечность, воспроизводя в камне легенду о каждодневном умирании и новом рождении солнечного бога Ра.
Наиболее примечательны однотипные храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, возведённые по обеим сторонам Нила недалеко от города Фивы – бывшей столицы Египта.
Слайд 30Большое место в искусстве Древнего Египта занимали рельефные и фресковые
композиции, с помощью которых декорировались стены заупокойных храмов и гробниц.
Они располагались таким образом, что фигуры, интервалы между ними давались в строго пропорциональном соотношении с общим архитектурным ансамблем. Уравновешенность всех элементов определяла целостность композиции и позволяла охватить её одним взглядом.
Слайд 31На рельефах и фресках обычно изображали сцены загробной жизни, бальзамирование
и оплакивание умерших, обряды, совершаемые при погребении; чёткими, ритмичными рядами
шествуют вереницы слуг, несущих дары покойному; жертвенные столы уставлены яствами; множество людей, работающих на полях и в садах, охотников и рыболовов, скотоводов и пастухов; бесконечный поток пленных с захваченными трофеями.
Иногда в рельефах и фресках представлены сцены повседневной трудовой жизни египтян: охота в нильских зарослях, рыбная ловля.
Слайд 32
Фрески гробницы Нефертари (Фивы)
Слайд 33Композиция с животными и растениями. Роспись из гробницы в Фивах.
Слайд 34 Повседневная жизнь
египтян. Фреска.
Слайд 35Дикая кошка. Деталь гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Хасане.
Слайд 36Удод. Деталь гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Хасане.
Слайд 37Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца.
Слайд 38Рельеф на спинке золотого трона Тутанхамона.
Слайд 39Переправа через Нил. Рельеф. Гробница принцессы Идут.
Слайд 42
Представления египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной
души, но и нетленного тела. Это привело к созданию статуй,
которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни. Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, т.е. достигшим расцвета духовных и физических сил.
Слайд 43Египетская скульптура строго подчинялась канону – своду правил, сложившихся в
процессе художественной практике и закреплённой традицией.
В понятие канона
входили определённость позы (стоящие фигуры с выставленной вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные), чёткая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Лицо должно было воплощать отрешённость от всего земного, безразличие к радостям и печалям.
Статуи смотрят в неведомую, бесконечную даль, в вечность.
Слайд 44Большой сфинкс фараона Хефрена в Гизе
Слайд 47Царевич Рахотеп и его жена Нофрет
Слайд 49Литература:
1. Искусство: Энциклопедия для детей [Текст] - М.: «Аванта+», 2002
2. История искусства зарубежных стран. Т.1. [Текст] – М.: «Просвещение»,
1998
3. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений [Текст]/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2008
4. Дмитриева, Н.А.. Искусство древнего мира. [Текст]/ Н.А.Дмитриева, Н.А.Виноградова. -– М.: «Просвещение», 1986
5. Любимов, Л.Д. Искусство древнего мира. [Текст]/Л.Д.Любимов. – М.: «Просвещение», 1980
Слайд 50Интернет-ресурсы:
Древний Египет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.egyptolog.ru Дата обращения:
1.04.2012
Энциклопедия мифологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://godsbay.ru/civilizations/mesopotamiya_kultura.html Дата обращения:
1.04.2012
Культурология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kultprosvet.in/istoriya-mirovoy-kulturi-shkoli-napravleniya-i-te/5-2-kultura-drevnego-egipta/vse-stranitsi.html Дата обращения: 1.04.2012