Слайд 1Художественные образы Санкт-Петербурга:
российский город на перекрёстке мировых цивилизаций.
Слайд 2 Санкт -Петербург – город-символ европейской России, вошедший в почетную
когорту великих столиц мира. Само название города, в отличие от
однословных имен европейских столиц, составлено из двух слов, при этом каждое имеет свой смысл. Санкт – с латинского «святой»; Петр – имя апостола, означающее по-гречески «камень» и бург (бурх) – по-немецки «город». Так, в наименовании молодой столицы связаны воедино имя царя Петра, его святого покровителя и нити культуры Древней Греции и Рима, Германии и Голландии. Так что его по праву можно считать городом на перекрестке мировых цивилизаций.
Слайд 3В названии города и даже в его символике акцентирована связь
с классическим Римом, покровителем которого был апостол Петр. Даже герб
Петербурга с двумя пересекающими якорями удивительно схож с гербом Ватикана.
История новой Российской столицы запечатлена в архитектурном облике города. Эпохи выдающихся царствовании и шедевры зодчества XVIII – XX столетий соединились в нем в целостную летопись Петербурга.
Герб Санкт-Петербурга
Герб Ватикана
Слайд 4Наследие Древнего Египта
Пирамида- беседка и
Египетские ворота в Царском селе
Слайд 5Обелиски – египетские «лучи солнца»
Наследие Древнего Египта
Слайд 6Статуи богов, саркофаги, папирусы в Эрмитаже,
Сфинксы
Наследие Древнего Египта
Слайд 7 На Васильевском острове у Невы, напротив здания Академии художеств
смотрят друг другу в глаза два каменных сфинкса.
Сфинксы из
Древних Фив
Слайд 8 Сфинксы — самые древние памятники Санкт -Петербурга, возраст которых
насчитывает около трех с половиной тысяч лет. Давным-давно они украшали
аллею сфинксов, ведущую к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии, жившего 1419-1383 годах до нашей эры.
Слайд 9 Лицам сфинксов, высеченных из сиенита, неизвестный египетский скульптор придал
черты лица самого Аменхотепа. Головы мифологических существ венчают короны Верхнего
и Нижнего Египта, а иероглифы, высеченные на статуях, означают титулы Аменхотепа. Одна из надписей гласит: «Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, несущим небесный свод».
Слайд 10Прежде чем украсить Университетскую набережную
Санкт -Петербурга,
сфинксы проделали долгий путь. В ходе археологических раскопок 1820 года
они были найдены египтологом Янисом Атоназисом, который проводил свои научные экспедиции на деньги, выделенные английским консулом в Египте Сольтом. За это Янис вынужден был отдавать консулу большинство своих находок. Сфинксы, найденные в Фивах, также пополнили коллекцию Сольта. Он отправил древние статуи в город Александрия, в устье реки Нил, надеясь выгодно продать.
Слайд 11 Именно там сфинксов увидел русский офицер Андрей Муравьев, который
путешествовал по Египту после окончания русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Муравьев
в срочном порядке написал прошение на имя русского посла в Константинополе Рибопьера, предлагая ему обсудить возможность покупки сфинксов с российским императором
Николаем I.
Слайд 12 В конце концов, российской стороне удалось перекупить сфинксов, они
встали казне в 62000 рублей. Сфинксы, весом в 62 тонны,
были доставлены в столицу России на специально оборудованном для этого судне. Плавание до берегов Невы заняло целый год, и в 1832 году сфинксы были привезены в Петербург и временно помещены во дворе
Академии художеств.
Слайд 13В 1832 году на Университетской набережной напротив Академии художеств решили
устроить широкую пристань. Её проект составил К.А. Тон. Эта пристань
должна была быть украшена бронзовыми фигурами коней с укротителями. Впоследствии эти скульптуры оказались на Аничковом мосту. А здесь в 1834 году разместили доставленных из Египта сфинксов. На набережной реки Невы архитектор К. Тон соорудил высокие гранитные пьедесталы специально для древних изваяний. На каждом из пьедесталов была высечена надпись:
«Сфинкс из древних Фив в Египте
перевезен в град святого Петра в 1832 году».
Слайд 14 Васильевский остров своей восточной оконечностью – «Стрелкой» разделяет Большую
и малую Неву, которые вливаются в широкое русло Невы с
ее царственно-величавым простором. Долгое время Стрелка Васильевского острова использовалась как главный торговый порт. Доминирующее строение Стрелки Васильевского острова – Биржа. Ее композиция и декор восходят к храмам Древней Греции и Рима. Как и в античных храмах, основной объем Биржи обрамлен по периметру сорока четырьмя колоннами дорического ордера. Выше помещены скульптурные группы, олицетворяющие процветание Российского морского флота и торговли.
Наследие Древней Греции и Рима
Слайд 15Нева – колыбель Санкт - Петербурга. Она не только предопределила
возникновение города-порта, но стала основой объемно-пространственной композиции, сохраняющей свое значение
по сей день. По берегам Невы, протяженность которой в черте города 28 км, формировались самые знаменитые архитектурные ансамбли XVIII – XIX веков. К Неве обращены главные площади Северной столицы. Архитекторы Петербурга с первых лет создания города старались облагородить ее русло. Со второй половины XVIII века и в последующие столетия берега «красавицы севера» одевали гранитом и устраивали пристани. Зачастую они украшались скульптурами, вазами, экзотическими изваяниями.
Слайд 16 Китайская беседка в Царском селе
Наследие Китая
Слайд 17Китайский дворец в Ломоносове
Наследие Китая
Слайд 18 Китайские львы на Петровской набережной
Наследия Китая
Слайд 19Грифоны
На Университетской
Набережной Банковский мост через канал Грибоедова
Наследие Ассирии
Слайд 20 «Висячие сады»
Малый Эрмитаж
Наследие Древнего Вавилона