Слайд 1Боттичелли Сандро
Эпоха возрождения
Слайд 2Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano
Filipepi] (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец
эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына. По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.
Слайд 3Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи
и об их личных отношениях, но можно предположить, что они
вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции. В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).
Слайд 4С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей
Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются
черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.
Слайд 5Весна , 1477-1478
Галерея Уффици, Флоренция
Слайд 6Рождение Венеры, 1482
Галерея Уффици, Флоренция
Слайд 7Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици,
Флоренция; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание
тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.
Портрет Джулиано Медичи, 1474-1475
Слайд 8Портрет мужчины с медалью,
1474
Слайд 9мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”,
1483 и другие) были, написаны художником Боттичелли по заказу культурной
элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи.
Слайд 10Афина Паллада и Кентавр,
1482
Галерея Уффици, Флоренция
Слайд 12В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV
почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского
дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками. Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”, “Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.
Слайд 13Сцены из жизни Моисея
фреска, 1481-1482
Слайд 14Исцеление прокаженного и искушение Христа,
фреска, 1482
Слайд 16Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине
смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской,
загруженной работой. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и “Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици).
Слайд 17Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем,
1495, Галерея Питти
Слайд 19В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату:
наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые
вкусы. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти.
Слайд 20Что же определяет искусство Боттичелли? XX век много сделал для
того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины мастера органично включили
в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Живопись Боттичелли, притягательная и загадочная, созвучна мировоззрению не только эпохи раннего ренессанса, но и нашего времени.