Слайд 1МОУ «СОШ с Питерка Питерского района Саратовской области»
«Труженики тыла»
Исследовательский проект.
Участники
проекта: Авдошина Ольга., Авдошина Светлана., учащиеся 10 б класса
Руководитель проекта:
Анисимова С.В., учитель истории МОУ «СОШ с Питерка»
Слайд 2
Описание проекта.
Проблема ,на решение которой направлен
проект – гражданско -патриотическое воспитание обучающихся, расширение знаний о Великой
Отечественной войне, исследование состояния и функционирования исторической памяти россиян о Великой Отечественной войне.
Цель: развитие познавательной деятельности, поисковой активности и творческой инициативы, развитие патриотического самосознания и гордости за свою страну, формирование основ исследовательской деятельности, развитие монологической речи, развитие культуры общения.
Задачи:
- привлечь внимание учащихся к изучению истории своей семьи, своей страны, малой Родины;
- привить учащимся чувство гордости за свою страну, ощущение значимости вклада каждой личности в историю своей страны;
Сроки реализации проекта: 2009/2010 уч. год
Слайд 3 Аннотация проекта
Наша страна готовится
к 65-летию Великой победы. На уроках истории, немало времени уделяем
изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной, и лишь немного касаемся темы «Труженики тыла в годы войны». Нас заинтересовала данная тема, и мы взяли ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано наше желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключалась практическая задача нашей работы. Несколько лет мы сотрудничаем с директором краеведческого музея с.Питерка Щедловцевой Л.Г., нашей бабушкой и собираем вместе с ней сведения о наших земляках. В музее собран уникальный материал об участниках войны и тружениках тыла, много писем солдат с фронта, воспоминаний. Они захватывают душу, защемляют сердце. После чтения газет тех лет, писем, воспоминаний чувствуешь благодарность поколению ветеранов, которых осталось немного. Неоднократно мы встречались и беседовали с тружениками тыла. Их судьбы, судьбы их семей – яркое отражение истории нашей страны.
Цель нашей работы – доказать через воспоминание живых свидетелей военных лет, изучение музейных архивов, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
Слайд 4Тема проектной работы: «Труженики тыла»
Этапы работы над
проектом
1. Обсуждение возможного результата работы по теме.
2.
Распределение обязанностей в группе
3. Получение планов работ, источников информации у учителя.
Самостоятельный поиск информации.( работа с архивными материалами краеведческого музея, редакции газеты «Искра», встречи с тружениками тыла)
4. Коррекция плана работы с учетом найденных материалов.
5. Отбор материалов по теме
6. Оформление собранных материалов
8. Подготовка презентации готового материала , участие в районном конкурсе «Саратовский край в истории Отечества»
9. Выступление по своему вопросу темы с демонстрацией готовых материалов.
10. Рефлексия (обсуждение результатов работ)
Слайд 5Годы Великой Отечественной войны легли тяжелым бременем не только на
плечи тех, кто сражался на полях войны. Не менее горькую
долю несли и труженики тыла: старики, женщины, подростки. Тяжелый труд и холод сносили люди, работавшие в тылу, отдавая все для фронта. Женщины были основной силой на селе. Все они терпели молча, о когда приходила похоронка на мужа, сына, брата, тогда уж не было сил, плакали. Разделить горе приходили соседи, подруги. У многих женщин война унесла мужей. Многие до сих пор ждут своих любимых, не веря в их смерть.
Слайд 6Вера Васильевна Власова
Имя Власовой Веры в тяжелые военные годы знали
не только в Питерском районе, но и в Саратовской области.
В 1941 году она закончила 7 классов, а в 1943 году стала бригадиром женской тракторной бригады.
Областная газета «Коммунист» от 24 июля 1943 года писала: «Передовая женская тракторная бригада Питерской МТС комсомолки Власовой Веры состоит из 6 колхозниц. Четверо из них в этом году впервые сели за руль трактора. За период весеннего сева выработка бригады составила 2607га пахоты – по 484га в среднем на пятнадцатисильный трактор. Трактористки сэкономили фронту и стране 5449кг горючего»
В 1943 году был написан портрет Веры и помещен в Саратовский музей краеведения, в этом же году ее наградили знаком «Отличник социалистического земледелия», ее имя заносится на областную Доску Почета.
Слайд 7Три подруги Анна Тимофеевна Голосова, Анна Алексеевна Попова, Вера Тимофеевна
Решетникова всю войну работали механизаторами в женской тракторной бригаде Питерской
машинотракторной станции.
Слайд 8Николай Иванович Половников в годы войны работал прицепщиком, загружал вручную
сеялки, возил мешками на подводах зерно на элеватор, затем выучился
на тракториста. Конец войны встретил за рычагами трактора.
Слайд 9Две подружки Анна Сергеевна Гамаюнова и Мария Анфиногеновна Кузнецова. На
долю их молодости выпали не походы в кино или на
танцы, не нарядные платья и туфельки, не ароматы духов. Они трудились всю войну трактористками. И постоянной их одеждой были замасленные фуфайки и комбинезоны, грубые сапоги и постоянный запах отработанного машинного масла и солярки.
Слайд 10Николай Федорович Попов родился в 1929 году.
Николаю Федоровичу было
12 лет, когда началась война. Отца забрали на фронт. Начал
работать на МТС станции Питерка, ремонтировать технику. Приходилось каждый день ходить за 7 километров туда и обратно. Рабочих к месту работы никто не подвозил. Опаздывать на работу нельзя было: штрафовали или на принудительные работы могли отправить. Николай Федорович вспоминает случай, когда встретили его волки в степи, окружили. Неоткуда помощи было ждать мальчишке, бросал в них комками засохшей грязи и кричал что есть мочи, но мешочек с хлебом не бросил. «То ли Господь меня пожалел, то ли сила какая хранила – убежали волки и на работу вовремя успел. Похоронку на отца прислали, стал старшим в семье. «Вот такая жизнь была у моих сверстников. Не было у нас детства», - говорит Николай Федорович.
Слайд 11Мария Семеновна Сливина. Отец-Дурнов Семен по ложному доносу был арестован,
репрессирован. Вестей от отца не было, сгинул где-то в дальних
краях. Во время войны эвакуировалась в родные края из Белоруссии с двухлетним ребенком на руках. Начала работать в полевой бригаде поварихой. Мужчин забирали на фронт один за другим, работать некому. Пришло время, велел бригадир Иван Данилович Бурданов садится Марии на трактор. Неграмотная , села за рычаги, стала пахать, бороновать, сеять. Неполадки случались, бежали со слезами в механику. Мария Семеновна вспоминает, несмотря на перенесенные лишения, о тех, Кому было еще труднее- о своей напарнице Вере Тимофеевне Решетниковой. Мужа у нее убили на фронте, а у нее на иждивении остались трое детей и мать. После работы отдыхают, а она латает детское барахлишко, а место для заплаток уже нет. Но все же дружные все были, помогали друг другу чем могли- общая беда у всех. В 1942 году окончила механизаторские курсы. Проработала всю войну, передала свой трактор демобилизовавшемуся Михаилу Герасимовичу Синельникову.
Мария Семеновна
Сливина
Слайд 12Мария Ивановна Воробьева
в годы Великой Отечественной была активистом и
защитником всех передовых идей. Грамотный механизатор и способный организатор- она
работала помощником бригадиром женской бригады.
Слайд 13В презентации использованы материалы краеведческого музея села Питерка Саратовской области.