Слайд 1Учитель истории и краеведения Аничкина Т.А.
МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»
История
курского трамвая
Учитель истории и краеведения Аничкина Т.А.
МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная
школа»
Слайд 2
Курск в конце 19 века был довольно крупным по тем
временам городом, в котором было 5276 домов, в основном одно
и двухэтажных, а две главные улицы - Московская и Херсонская, расположенные вдоль тракта Москва - Харьков, составляли 4 версты. Рост населения, развитие промышленности и торговли привели к необходимости прокладки линий городского транспорта.
Слайд 3
Курск строился на холмах, и такие виды транспорта, как конка
и омнибус для города оказались неподходящими. Поездки же на извозчике
большинству горожан были не по карману. Поэтому городская и губернская власти остановили свой выбор на электрическом трамвае, который был по тем временам самым экзотическим и перспективным видом транспорта. Победное шествие трамвая по Европе началось чуть раньше, чем в России. В 1881 г. трамвай прошел по пригородам Берлина. И хотя немцы чрезвычайно гордятся этим фактом, оснований для гордости у россиян гораздо больше. Ведь отцом трамвая стал талантливый российский инженер, изобретатель Фёдор Апполонович Пироцкий. В 1880г. он провел опыты, доказав, что с помощью электричества можно двигать вагон по рельсам. Изобретение Пироцкого было высоко оценено передовыми учеными, о нем писали многие газеты и журналы мира. Это изобретение заинтересовало владельцев немецкой фирмы "Сименс и Гальске». Уже через полгода после опубликования результатов опыта они сумели применить его в своей практике. С большим опозданием трамвай стал проникать в Россию и Украину, доказав своё преимущество среди других массовых видов транспорта.
Слайд 4Курск второй город в России, в котором появился трамвай, уступив
первенство Нижнему Новгороду
Курск второй город в России, в котором
появился трамвай, уступив первенство Нижнему Новгороду
Слайд 5
Торжественное открытие движения состоялось 18 апреля 1898г. (по старому стилю)
30 апреля – по новому. В этот день на улицах
Курска было особенно многолюдно. Все спешили на Красную площадь. Здесь на путях было выстроено несколько вагонов увитых лентами, украшенных флажками, шарами, цветами. В назначенное время на церемонию прибыли епископ Курский и Белгородский Лаврентий, губернатор, представители городских властей, а также И.А.Лихачев, представители анонимного общества Дювельс и Леоди, специально прибывшие из Брюсселя, русские инженеры, техники, рабочие. Торжество открылось крестным ходом. Из Знаменского монастыря была вынесена икона Коренной Знаменской Богоматери. Курский Владыка освятил трамвай, губернатор разрезал ленту. Так отправился в первый рейс курский трамвай. В первые дни, особенно по вечерам, вагоны трамвая были переполнены публикой. Всем хотелось лично насладиться поездкой в новом, невиданном доселе виде транспорта. Люди восхищались мерным и плавным ходом вагонов
Слайд 6 «Одни стояли просто вытаращив глаза, извините за выражение, взирая
на это странное транспортное средство, которое без лошадей двигалось по
улице. Мальчишки, конечно, бежали следом, собаки лаяли, а одна женщина, на которую обратили внимание корреспонденты «Курских губернских ведомостей», внимательно посмотрела на проезжающий вагон, встала на колени, заглянула под вагон, потом встала, перекрестилась и сказала: ползет, как змея».
Слайд 7Первая электрическая трамвайная линия проходила от Московских до Херсонских ворот
и имела протяженность 4,8 км. на линии работали 12 деревянных
моторных вагонов и шесть прицепных.
Слайд 8С первых дней трамвай стал главной достопримечательностью города. Куряне так
полюбили «ползучую змею», что всем остальным видам развлечений предпочитали прогулки
на трамвае.
Слайд 9Дольше всех «не признавали» новый вид транспорта.. Лошади. В газете
«Курские ведомости»читаем: «На Московской улице возле почты лошадь купчихи Ишутиной,
испугавшись проходившего трамвая наскочила на сидевшую в экипаже жену поручика Кондратовича»
Слайд 10Проезд был сравнительно дорогим - 8 копеек за проезд по
всему маршруту и 5 копеек за полмаршрута. Для школьников соответственно
5 и 3 копейки. Что это были за деньги? Для сравнения - курица в то время стоила от 12 до 15 копеек.
Слайд 11Главными владельцами трамвайных предприятий в России, и в Курске в
частности были бельгийцы. Они получали большие прибыли, но почти не
вкладывали средств в обновление парка вагонов, мало заботились и о повышении жизненного уровня рабочих. Да и город почти не имел доходов от трамвая. Первые 10 лет бельгийское общество по договору вообще ничего не обязано было платить городу, в последующие 5 лет –по 1000 рублей, потом –по 2000, и лишь в последние годы – по три тысячи.
Слайд 12Тяжелые условия работы вынудили людей на первую забастовку. Случилось это
летом 1901г. Люди потребовали сокращения рабочего дня, уменьшения штрафов, выдачи
теплой одежды для работы в зимний период.
Слайд 13После революции 1917г. Из-за изношенности путей и нехватки топлива для
работы электростанции вагоны часто простаивали. в июле 1918г. Курский трамвай
стал надолго. Хозяева –бельгийцы засобирались на родину. Но пред отъездом они решили снять с вагонов моторы и воздушную сеть и отправить в Бельгию, но рабочие помешали этому, пришлось им уехать налегке.
Слайд 14Ущерб в годы войны курскому трамваю причинен был огромный. Разобраны
рельсы, снята и вывезена в Германию воздушная сеть, не осталось
ни одного целого вагона. Первые вагоны вышли на курские улицы 19 сентября 1943 г.- началось движение по маршруту «»Хлебозавод –улица Добролюбова». Постепенно шло восстановление и других линий.
Слайд 151956г. Стал переломным для курского трамвая –закончился восстановительный период
Слайд 17
Впечатляющей страницей деятельности службы Курского трамвайно-троллейбусного пути явилась разборка трамвайной
линии по ул.Ленина, когда за одну ночь при помощи приспособления
и сцепки из 2-х вагонов МТВ-82 были сняты рельсы по всей ул.Ленина, а это почти 2 км. Приспособление оказалось настолько удачным, что не потребовалось даже предварительно разбирать брусчатку, покрывавшую путь. Работы начались 18 мая 1973г, а к утру 19 мая даже удалось заасфальтировать Кр. площадь.
Слайд 18Трамвай РВЗ -6 на улицеЛенина (1960-е годы)
Слайд 19В 1967г. открыто трамвайное движение по ул. Кр. Октябрь от
ул.Запольной до Хлебозавода.
Слайд 20. В 1966г. в Курск прибыли первые вагоны чешского производства
- Татра-3.
Слайд 21В 1973г. Трамвайный маршрут № 2 продлен более чем на
2,5 км. 0т южной автостанции вагоны идут по ул. Глинище
и выходят на кольцо у Аэродромной улицы. Работать на этой трассе приходилось в сложных условиях. Улицы узкие, поэтому приходилось отказываться от механизации. 31 октября 1984г. трамвайная линия продлена до автовокзала.
Слайд 22В 2008 г. губернатор Куркой области А.Михайлов подарил городу трамвайный
вагон 71-403.
Слайд 23
В генеральном плане развития Курска, большое внимание уделено трамваю. Пожалуй,
на сегодняшний и завтрашний день, это самый удачный и современный
вид городского транспорта. Да, именно современный. Многие автомобилисты даже представления не имеют, как далеко сегодня шагнул электротранспорт, в сравнение с автомобилями. Именно поэтому, в настоящее время, по всему миру этот вид транспорта переживает второе рождение, восстанавливают трамвайное движение во Франции- (Бордо, Лион, Монпелье, Орлеан), Англии- (Манчестер, Бирмингем, Ноттингем, Шеффилде и Кройдон (пригород Лондона). Кроме городов, где трамвайное движение восстановлено, имеется много мест, где проектируются и уже строятся трамвайные системы. Также новые трамвайные системы открылись в Ирландии (Дублин, 2004, до этого трамваев в Ирландии не было), Италии (Мессина), Испании (Барселона, Бильбао) и других странах.
Вообще, в последние 10 лет наблюдается «трамвайный бум» во всём мире. Как известно, в Воронеже трамвай ликвидировали, и теперь очень пожалели об этом.