Слайд 1История науки в России
"Жуткое чувство испытывает тот, кому приходится заниматься
историей науки в России. Смелые начинания, глубокие мысли, редкие таланты,
блестящие умы, даже кропотливый и упорный труд - всего этого встречаешь с избытком - и тут же приходится отмечать, как всё обрывается: длинные ряды "первых" томов, "первых" выпусков, которые никогда не имели преемников, широкие замыслы, застывшие как бы на полуслове, груды ненапечатанных полузаконченных рукописей. Громадное кладбище неосуществленных начинаний, несбывшихся мечтаний. Всего два в сущности с небольшим века этой молодой русской науки, а как длинен ее мартиролог"
С.Ф. Ольденбург, Памяти В.П. Васильева и о его трудах по буддизму, 1918
Слайд 2 Ломоносов Михаил Васильевич (8/19.11.1711 года - 4/15.04.1765 года)
Гениальный русский
ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых
выдающихся светил мировой науки.
Слайд 3 Ломоносов Михаил Васильевич
Ломоносов совершил большое количество открытий в области
физики, химии, совершил много изобретений, оставил труды по истории России
и грамматике русского языка. Он был признанным в европейском мире ученым, членом Шведской и Болонской академий.
Слайд 4Николай Иванович Вавилов
Вавилов Николай Иванович (13/25.11.1887, Москва – 26.01.1943,
Саратов), советский генетик, растениевод, географ, создатель современных научных основ селекции,
учения о мировых центрах происхождения культурных растений, их географическом распространении;
Слайд 5Курчатов, Игорь Васильевич
Курчатов Игорь Васильевич (1902/03-1960), российский физик, организатор и
руководитель работ по атомной науке и технике в СССР, академик
АН СССР (1943), трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1951, 1954).
Слайд 6 Королев Сергей Павлович
КОРОЛЁВ Сергей Павлович (1907-1966) - советский ученый и
конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей,
ИСЗ, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики, академик АН СССР (1958, член-корреспондент 1953), член президиума АН СССР (1960-1966), дважды Герой Социалистического Труда, (1956, 1961). Чл. Коммунистической партии Советского Союза с 1953.
Слайд 7Николай Геннадьевич Басов
В 1964 году, совместно с Александром Михайловичем Прохоровым
и Чарльзом Таунсом из Массачусетского технологического института (Кембридж, США) получает
Нобелевскую премию по физике за разработку принципа действия лазера и мазера.
Слайд 8Михаил Алексеевич Лаврентьев. (1900–1980).
Математик и механик, академик, основатель Сибирского отделения
Академии наук; председатель СО АН СССР (1957–1975)
Слайд 9 НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ РОССИИ И СССР
Нобелевские премии по медицине или физиологии:
И.
П. Павлов (1904 г.);
И. И. Мечников (1908 г.).
Нобелевские
премии по химии:
Н. Н.Семёнов (1956 г.);
И. Р. Пригожий (1977 г.).
Нобелевские премии по физике:
П. А. Черенков, И. Е. Тамм, И. М.Франк (1958 г.);
Л. Д. Ландау (1962 г.);
Н. Г. Басов, А. М. Прохоров (1964 г.);
П. Л. Капица (1978 г.).
В.Л.Гинзбург (2003г.)
Слайд 10
Законодательство России о науке и инновационной деятельности.
Слайд 11 Основы
политики Российской Федерации
в области развития науки и технологий
на период до 2010 года и дальнейшую перспективу(30 марта 2002).
Определяют важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.
Слайд 12 Важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий,
пути их реализации
развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и
разработок;
совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;
формирование национальной инновационной системы;
повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;
Слайд 13 Базой развития науки и технологий являются:
1) научно-технический комплекс, представляющий собой
совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную,
научно-техническую деятельность и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей квалификации;
2) фундаментальная наука, имеющая признанные научные школы и достижения мирового уровня, а также развитая система высшего образования;
Слайд 14 Базой развития науки и технологий являются:
3) важнейшие прикладные исследования и разработки,
промышленный потенциал, уникальные производственные и иные технологии, научно-технический задел;
4) высококвалифицированные кадры
научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная база;
Слайд 15 Базой развития науки и технологий являются:
5) опыт концентрации усилий на решении
сложных научно-технических и технологических проблем национального масштаба;
6) богатые природные сырьевые
ресурсы, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура.
7. Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов.
Слайд 16Приоритетные направления развития науки,
технологий и техники Российской Федерации
Информационно-телекоммуникационные технологии
и электроника
Космические и авиационные технологии
Новые материалы и химические
технологии
Новые транспортные технологии
Перспективные вооружения, военная и специальная техника
Производственные технологии
Технологии живых систем
Экология и рациональное природопользование
Энергосберегающие технологии
Слайд 17 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
развития науки, технологий и техники
в Российской Федерации(Указ
Президента РФ от 21 мая 2006г.)
Безопасность и противодействие терроризму
Живые системы
Индустрия
наносистем и материалов
Информационно-телекоммуникационные системы
Перспективные вооружения, военная и специальная
техника.
Слайд 18 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
развития науки, технологий и техники
в Российской Федерации(Указ
Президента РФ от 21 мая 2006г.)
сохранение и развитие кадрового потенциала
научно-технического комплекса;
Рациональное природопользование
Транспортные, авиационные и космические системы
Энергетика и энергосбережение
интеграция науки и образования;
развитие международного научно-технического сотрудничества.
Слайд 19 ПЕРЕЧЕНЬ
критических технологий Российской Федерации
Базовые и
критические военные, специальные и промышленные технологии
Биоинформационные технологии
Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные
технологии
Биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных
Геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств
Клеточные технологии
Нанотехнологии и наноматериалы
Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом
Слайд 20 ПЕРЕЧЕНЬ
критических технологий Российской Федерации
Технологии биоинженерии
Технологии водородной энергетики
Технологии механотроники и создания
микросистемной техники
Технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы
Технологии новых
и возобновляемых источников энергии
Технологии обеспечения защиты и жизнедеятельности населения и опасных объектов при угрозах террористических проявлений
Технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации
Технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы
Технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов
ПЕРЕЧЕНЬ
критических технологий Российской Федерации
Технологии производства программного обеспечения
Технологии производства топлив и
энергии из органического сырья
Технологии распределенных вычислений и систем
Технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф
Технологии создания биосовместимых материалов
Технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления
Технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов
Технологии создания и обработки кристаллических материалов
Технологии создания и обработки полимеров и эластомеров
Технологии создания и управления новыми видами транспортных систем
Слайд 22 ПЕРЕЧЕНЬ
критических технологий Российской Федерации
Технологии создания мембран и каталитических систем
Технологии создания
новых поколений ракетно-космической, авиационной и морской техники
Технологии создания электронной
компонентной базы
Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии
Технологии создания энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных систем
Технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания
Технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых
Слайд 23ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(22
июля 2005 №116-ф3)
Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации
часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
Слайд 24Типы особых экономических зон
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2)
технико-внедренческие особые экономические зоны.
Срок жизни ОЭЗ- 20 лет и
не может быть продлен.
Слайд 25.
Законом предусматривается предоставить налогоплательщикам, осуществляющим финансирование инновационной деятельности, дополнительные преференции
и льготы по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль
организаций и единому налогу, уплачиваемому при использовании упрощенной системы налогообложения.
19 июля 2007 г. N 195-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности"
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Й З А К О Н
Слайд 26 Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Й З А К ОН 19 июля 2007 г.
N 195-ФЗ
В частности, освобождаются от
обложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы и базы данных, а также определяется перечень освобождаемых от обложения указанным налогом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Слайд 27 Формирование национальной инновационной системы
Национальная инновационная система должна обеспечить объединение
усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского
сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.
Слайд 28 Формирование национальной инновационной системы предусматривает:
создание благоприятной
экономической и правовой среды;
построение инновационной инфраструктуры;
совершенствование механизмов государственного
содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.
Слайд 29 Технопарки в России
Первый технопарк в Российской Федерации был создан
в 1990 г. - "Томский научно-технологический парк". Затем их образование
резко ускорилось: 1990 г. - 2 технопарка, 1991 г. - 8, 1992 г. - 24, 1993 г. - 43. На сегодняшний день создано около 80 технопарков, преимущественно при вузах.
Слайд 30 Технопарки в России
Реально действующих технопарков значительно меньше: так, в 2000
г. была проведена аккредитация, которую сумели пройти около 30 технопарков.
И только чуть более десяти из них были признаны отвечающими международным стандартам.
Слайд 31Инновационно-технологические центры РФ
Первый инновационно-технологический
центр был официально открыт 18 марта 1996 г. Он был
создан на базе АООТ "Светлана" (одного из ведущих предприятий электронного приборостроения бывшего СССР).
Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он по сути своей является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания, становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90%
Слайд 32Инновационно-технологические центры РФ
В России действует
52 ИТЦ, в которых работают более 1000 малых фирм.
Германии
действует свыше 300 структур, аналогичных по своим функциям отечественным ИТЦ.
Слайд 33 Перечень услуг, предоставляемых инновационно-технологическими центрами
1) Предоставление производственных и офисных
помещений в льготную аренду
2) Информационные услуги малым предприятиям
3)
Консультационные услуги в области бизнес-планирования
4) Содействие выполнению НИОКР и реализации их результатов
5) Подготовка и переподготовка кадров для научно-технологического предпринимательства
6) Организация семинаров, выставок, конференций и других мероприятий
7) Оценка и правовая защита интеллектуальной собственности
8) Разработка и реализация программ приоритетного развития регионов
Слайд 34 Перечень услуг, предоставляемых инновационно-технологическими центрами
9) Помощь в поиске инвестиций и
получении кредитов
10) Содействие внешнеэкономической деятельности
11) Предоставление стипендий студентам,
работающим на малых фирмах
12) Создание центров коллективного пользования оборудованием
13) Создание новых предприятий по конкретным направлениям деятельности
Слайд 35Заседание президиума Государственного совета РФ (18 апреля 2008,Дубна)
В порядке первоочередных
мер следует обеспечить скорейшее принятие ряда законопроектов,… это закон” О
передаче технологий” и закон “O патентных поверенных”
Д.Медведев
Отмечу, что здесь больше всего было предложений…о предоставлении права государственным научным и образовательным учреждениям быть учредителями малых инновационных предприятий с использованием для этого нематериальных активов и собственных заработанных средств.
В.Толоконский ,губернатор Новосибирской области.
Ж.Инновации,05,2008
Слайд 36Заседание президиума Государственного совета РФ (18 апреля 2008,Дубна)
Китай два года назад вышел на первое
место в мире по экспорту высокотехнологической продукции, обойдя наконец США.
Сегодня на китайском рынке можно взять кредит под 4% на 10 лет.
В России если взять поотраслевую структуру, то у нас сейчас на уровень 80-100% от объемов инвестиций вышли строительство, торговля, транспорт и связь. А производство оборудования находится на уровне 10% от уровня 90-го года.
А.Кудрин, зам.Председателя
Правительства РФ.
Ж.Инновации,05,2008
Слайд 37Особая экономическая зона города Томска
Технико-внедренческого типа
Слайд 38Льготы для резидентов особой экономической зоны г. Томска
Налог на имущество
(10 лет) 0%
Земельный налог (5 лет) 0%
ЕСН 14% (вместо 26)
Транспортный налог (10
лет) 0%
Налог на прибыль 15,5% (вместо 20)
УСН 5%
Импортные таможенные пошлины 0%
Административный режим по принципу «одно окно»
Защита от неблагоприятного изменения налогового законодательства
Слайд 39Дополнительные льготные условия
Арендная ставка земельного участка площадью 1 га, предоставляемого
под строительство, составляет 60-90 т.р. В год. После ввода в
эксплуатацию здания, резидент имеет право выкупа земли по средней цене 500 т.р. За 1 га.
За счет подведенной инфраструктуры стоимость строительства объектов для резидентов сокращается на 20-25%
Слайд 40Дополнительные льготные условия
Арендная ставка офисных, лабораторных помещений составляет 50-200 рублей
кв.м. в месяц, включая коммунальные платежи.
Созданная за счет федеральных средств
инженерная, транспортная, таможенная инфраструктура позволяет максимально удобно организовать деятельность резидентов на территории ОЭЗ.
Слайд 41Распределение резидентов по направлениям деятельности
Слайд 42Федеральный закон от 02.08.2009 г. №217-ФЗ
«О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными
и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной собственности
Слайд 43Университет имеет право без согласия собственника его имущества с уведомлением
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности быть учредителем хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Университету.
Слайд 44Хозяйственное общество учреждается единолично Университетом или совместно с другими лицами
(далее – соучредители).
Хозяйственное общество создается в организационно-правовой форме общества с
ограниченной ответственностью. Создание хозяйственных обществ в иных организационно-правовых формах допускается в исключительных случаях при наличии рекомендации научно-технического совета.
Слайд 45 Максим Франк-Каменецкий-профессор Бостонского университета, известный специалист в
области ДНК.
В США научная
величина-ученый со своим рейтингом, а в России-академик или директор института.
Чем дольше будет затягиваться процесс реформы российской науки, тем необратимее будет процесс ее полного развала.
ж. ЭКСПЕРТ, 2009, №46, с.49
Слайд 46 «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до
2020 года»
Очень скромно выглядят российские компании и на мировых рынках.
В 2008 году доля произведенных ими товаров и услуг в общемировых объемах экспорта высокотехнологичной продукции гражданского назначения составила 0,25 процента (в 2003 году - 0,45 процента), что несравнимо меньше доли таких стран, как Китай (16,3 процента), Соединенные Штаты Америки (13,5 процента) и Германия (7,6 процента).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227
Слайд 47 «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до
2020 года»
Внутренние затраты на исследования и разработки в Российской Федерации
(в текущих ценах) неуклонно возрастали с 48 млрд. рублей в 1999 году до 485,8 млрд. рублей в 2009 году (в 2,1 раза в ценах 1999 года). В итоге Россия входит в десятку ведущих стран мира по общему объему указанных затрат, хотя существенно отстает по такому показателю, как доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте - 1,25 процента (в Израиле - 4,27 процента, в Финляндии -3,96 процента, в Швеции - 3,62 процента, в Германии - 2,82 процента и в Соединенных Штатах Америки - 2,79 процента).
Слайд 48 «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период
до 2020 года»
В 2005 - 2010 годах было создано более 100 центров трансфера технологий.
В рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства создано 34 инновационных бизнес-инкубатора, при этом общие расходы федерального бюджета составили 863 млн. рублей. Кроме того, действует более 140 инновационно-технологических центров и технопарков.
Слайд 49 «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до
2020 года»
Целью Стратегии является перевод к 2020 году экономики
России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей:
Слайд 50 «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до
2020 года»
увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в
общем количестве предприятий промышленного производства до 40 - 50 процентов к 2020 году (в 2009 году - 9,4 процента);
увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах экономики к 2020 году;
Слайд 51 «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период
до 2020 года»
увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом
объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 процентов к 2020 году (в 2008 году - 0,25 процента);
увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17 - 20 процентов к 2020 году (в 2009 году - 12,7 процента);
увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25 - 35 процентов к 2020 году
(в 2010 году - 4,9 процента);
Слайд 52 «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до
2020 года»
повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 -3 процентов
валового внутреннего продукта к 2020 году
(в 2010 году - 1,3 процента), из них больше половины - за счет частного сектора;
увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3 процентов к 2020 году (в 2010 году - 2,08 процента);
увеличение количества цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 4 ссылок к 2020 году
(в 2010 году - 2,4 ссылки на статью);