Слайд 1Тема:
История села Дмитровский Погост.
Село Дмитровский Погост –
моя малая Родина!
Выполнили:
Ученицы 10«Б»класса
МОУ Коробовской СОШ
Соколова Елена
Стружкова Анастасия.
2009 год.
Слайд 3Россия – наша большая Родина, а вот малая Родина –
это наше родное село Дмитровский Погост. Здесь мы родились, здесь
живут друзья и родные, здесь наш дом, наша улица, школа…
Интересно! А что мы, коробовчане, знаем об истории и природе нашего села с древних времен и до сегодняшнего дня!? Связана ли история села с историей Родины? Чем я могу гордиться, и «навсегда» ли наше село для нас?
Слайд 5В далёком прошлом ( примерно в VII веке) привёл Карпат
на когда – то остановленные под натиском кочевников родные земли
легендарный славянский князь Вячко своё непокорное и свободолюбивое племя, глубже всех славянских племён ушедших на северо– восток, в наш край, да так и оставшиеся на этой благодатной земле.
Видно крепко полюбились им наши озёра богатые рыбой, перелески богатые пушным зверем, грибами и ягодами. До наших дней на территории района берегут память о первых поселенцах молчаливые свидетели тех далеких времен – курганы вятичей около Кривандина, Коренца и Великодворья.
Сразу же по расселении им пришлось вступить в схватку с могучим и враждебным соседом –Хазарией, и одно время вятичи платили ей дань :
« А хазары брали…с вятичей по серебряной монете и по белке от дома»(Повесть Временных лет).
И когда на наши земли приходил Святослав ( его имя хранит данные Свято – озеро), вятичи вливались в его дружину и наносили удар по Хазарии с севера.
В жестокой битве было наголову разбито войско хазар, погиб и их каган (царь). Хазария прекратила своё существование.
Слайд 6Непокорные вятичи не желали признавать над собою никакую власть, даже
киевские князья не могли совладать с ними. Недаром сообщение Ильи
Муромца о том что он проехал «дороженькой прямоезжею» (т.е. через земли вятичей), воспринимается в Киеве как подвиг.
B XII веке наши земли входят в состав Владимирского княжества, затем переходят под руку московского князя Ивана Калиты, и в 1380 году в составе объединённых русских сил наши сражались на Куликовском поле. Много воинов полегло в этой битве, но главное было сделано:
разгром татарских полчищ возвестил всему миру о рождении нового великого государства Московской Руси России.
В 1782 году наши земли, ставшие частью Егорьевского уезда, вошли в состав вновь образованной Рязанской губернии, да так и остались вплоть до 4 мая 1922 года.
Но в какие бы земли и губернии не входил бы наш край, наши земляки всегда помнили, что они часть России, и в годину тяжелых испытаний всегда вставали на её защиту!
Слайд 7Более 70% названий населённых пунктов произошли от имён собственных. В
разное время по-разному называлось наше село.
Жители его помнят 4
названия, а вместе с ними рассказывают интересные легенды и предания.
Первоначальное название села – Муромское сельцо ( связанное с его местоположением- на Муромской дорожке).
Официальное название – Дмитровский Погост ( слово Погост на старославянском означает : кладбище, церковь с кладбищем, храм.
Слайд 8
Одно из преданий гласит, что первый деревянный храм в честь
Дмитрия Солунского был основан в Муромском сельце Иваном Грозным, когда
он шел на Казань. Возвращаясь с похода он мог побывать здесь и участвовать в закладке храма. В пользу этого говорит факт: в храме долгое время хранилась личная икона Ивана Грозного – Спас Нерукотворный.
Слайд 9А другая легенда утверждает, что Дмитрий Донской, купив после Куликовской
битвы Мещеру, приезжал погостить и останавливался в нашем селе. Это
тоже вполне могло быть. Дмитрий Донской мог быть в Мещерском крае в 1382 году и присутствовать на освящении храма в честь своего любимого святого: как раз через эти места кружным путём возвращались в Москву некоторые его дружины после Куликовской битвы, шли обозы с ранеными. Основной путь в Москву через Коломну был перекрыт литовцами.
Слайд 10В истории существует железное правило: отсчет истории населённого пункта начинается
с первого письменного упоминания о нём, хотя оно может быть
основано и значительно раньше.
В письменных источниках первое упоминание о нашем селе появляется в духовной грамоте Великого князя Московского Василия Дмитриевича в 1423 году. Он завещал Мещерские земле княжне Софье Викторовне.
На Руси издавна повелось: как бы ни называлось село, идущие в храм богомольцы поминали имя святого, в честь которого была поставлена церковь. а не название населения. Говорили: иду не в Дмитровский Погост, а ко Дмитрию Солунскому. Сначала в разговоре, а потом это название переходит на бумагу и становится официальным.
Слайд 11На заметку:
Воин- великомученик Дмитрий Солунский был родом из Солуни. Он
после смерти отца был поставлен начальником города.
Движимый ревностью к вере
христовой, он стал открыто преподавать христово имя, учить истинной вере жителей Солуни, которые поклонялись идолам. За это император Максимилиан повелел заключить святого Дмитрия в темницу, где его проткнули копьями в 306 году. Великомученик Дмитрий является одним из самых почитаемых Русской православной церкви.
Слайд 12Многие жители называют наше село Коробово. Название хотя и не
официальное, но более употребительное, чем все остальные.
С 1939 по1959год Дмитровский
Погост являлся районным центром. В произношении это название было не удобным. Район называли Коробовским по близлежащей деревне Коробовская.
Слайд 13Что же представляло из себя само село?
Слайд 14Небольшое деревянное поселение в центре которого стояла маленькая деревянная церковь
с прицерковным кладбищем внутри ограды. Земля и леса вокруг были
собственностью церкви. В 1861 году открывается церковно-приходское училище для 60 мальчиков и 8 девочек. Это одна из самых старых школ Московской области. Школу посещали дети духовенства, богатых крестьян. Дети крестьянские оставались неграмотными. Село было богатым, торговым, купеческим. Постоянно в селе производились ярмарки.
Слайд 15После войны в 1963 году был образован колхоз «Коробовский». В
селе развернулось строительство домов, школ, детских садиков, новой больницы.
Слайд 16строительство пятиэтажных домов
сельский универмаг построен в 1962 году.
виды села
много лет назад
Слайд 19За 5 веков изменилось многое. Возрожден и вновь действует храм
в селе. Жители села любят свой Дом Культуры с его
танцевальным коллективом. Для сельских детей работает «школа Искусств». Значит будут свои Шостаковичи и Репины в селе.
Слайд 27Изучая историю села, задумываешься о его судьбе! У села богатая
история. А у предков можно многому поучиться, перенять их опыт.
Наши редки – способный, трудолюбивый и мудрый народ. Ими совершено столько великих открытий и подвигов!
Что же происходит сейчас?
Почему в селе жизнь умирает?
Заглохло строительство, зарастают травой поля, закрывают фермы, совхозы. Молодежь уезжает из родного села, а это значит деревня. Село теряет перспективу своего развития. Разрушение деревень идет стремительно. И то, что строят в деревнях богатые дачи, это не возрождение, а искоренение самобытного уклада сельской жизни. Её духовности и святости.
Слайд 28Мы любим своё село, любим своих односельчан!
Вглядываясь в деревенские избы
с резными наличниками, пожелтевшее фотографии, вслушиваемся…С нами разговаривает история, с
нами разговаривают жившие здесь прежде.
нет, не мёртвые они, пока мы живы. И не будем мёртвыми мы, пока будут жить люди, помнящие о нас!
Слайд 29Всё помнит земля – встань пред ней на колени
К устам
её теплым устами коснись-
Узнаешь грядущих судьбу поколений,
Вперед устремляясь, назад оглянись…