Слайд 7 Как видим из данного примера ответа, необходимо из многих событий
периода выбрать именно те, характеризуя которые вы можете привести в
пример две исторические личности. В данном периоде в любом из примеров в качестве одной личности можно привести царя. Просто в расколе большое значение сыграли именно Никон и Аввакум, хотя и царь тоже сначала поддерживал Никона, а потом способствовал его низложению.
— Примеры желательно брать из разных сфер общества, в каждом из них важную роль сыграли разные люди. Поэтому желательно привести в пример по две личности на каждое событие.
— Например, если бы вы одним из событий назвали дальнейшее развитие экономики, то здесь можно было бы назвать Ордин-Нащокина А.Л., как автора Новоторгового устава 1667 года.
Вывод: большое внимание при подготовке к ЕГЭ уделяйте сведениям о современниках того или иного правителя.
Слайд 83 шаг
Указать не мене двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями
в рамках данного периода.
Слайд 9Оба события — и принятие Соборного уложения, и реформа Церкви
— были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью народа
в создании чётких и ясных законов как государственных, так и церковных, были подготовлены всем ходом предыдущего развития страны.
Результатом данных событий (то есть следствием) стало укрепление центральной власти, власти царя, усиление роди Церкви в государстве, укреплению России в целом.
Слайд 10Необходимо найти общие причины возникновения данных событий (явлений, процессов), попытаться понять, что
их связывает.
— Следствие- то есть результат, к чему данные явления привели.
Этот результат тоже должен быть общим, но обязательно в рамках данного исторического периода. Так при Петре 1, мы знаем, значительно будет снижена роль Церкви в стране. Но в период правления Алексея Михайловича этого пока не произошло, царь опирался на церковь
Слайд 114 шаг
Дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории
России, используя исторические факты и (или) мнение историков.
Слайд 12Ответ на данный вопрос, я думаю, наиболее сложен, так как
здесь нужно подвести общий итог правления Алексея Михайловича, а не
только показать значение приведённых в пример событий (данное значение уже было написано выше).
— Проще подвести итог, используя исторические факты. Здесь вы можете воспользоваться историческими портретами.
— Будет просто замечательно, если вы приведёте пример оценки историков. Тем более, что на ЕГЭ есть отдельное задание, в котором предлагаются различные точки зрения на то или иное событие (задание № 24). Готовясь к заданию № 24, вы одновременно подбираете материал и для исторического сочинения.
Слайд 13Пример ответа:
Правление Алексея Михайловича Романова нельзя оценить однозначно.
С одной стороны,
значительное развитие получила экономика, стали привлекаться иностранные специалисты, продумана система
таможенного контроля проводилась политика протекционизма. Соборное уложение стало на два десятилетия основным законодательным актом страны. Были большие успехи и во внешней политике: подписано много мирных договоров со странами, усилилась международная торговля, была присоединена значительная территория и прежде всего это в 1654 году воссоединение Украины с Россией. Активно осваивались Дальний Восток и Сибирь.
Но с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче окончательно юридически закрепилось крепостное право, значительно ухудшилось положение простого народа. Пример того — Соляной и Медный бунты, крестьянская война под предводительством Степан Разина.
Эпоха правления Алексея Михайловича — это период укрепления государства, создание базы для реформ Петра Первого.
Слайд 145 шаг
В сочинении необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к
данному периоду.
Слайд 15Знание терминологии обязательно для сдачи ЕГЭ. Задания на проверку этих
знаний содержатся в 1 части: это задания №2 и 3.
Кроме того. Понятия и термины встречаются практически во всех вопросах. Поэтому изучению терминологии посвятите особое место в подготовке к ЕГЭ.
Во время написания сочинения не забывайте, что за наличие в работе терминов, правильное их понимание и использование вы получите 1 балл.
Слайд 16Посмотрим, какие термины и понятия встретились в нашем ответе:
« Соборное
уложение»
Закрепощение крестьян
Сыск беглых крестьян, урочные лета
Церковный раскол
Раскольничество
Старообрядцы
Протекционизм
Слайд 17Таковы мои рекомендации по поводу написания исторического сочинения. По ходу
работы, возможно, я буду добавлять эту статью новыми положениями, своими
мыслями.
Хочу ещё заметить, что есть ещё два критерия в оценке сочинения. Баллы можно получить за отсутствие фактических ошибок 6 шаг (2 балла) и за 7 шаг - форму изложения (1 балл). Так что не допускайте ошибок. Если не знаете — лучше не пишите. И учитесь последовательно, связно излагать свои мысли.
Подведём итог. Соединим все части сочинения и посмотрим, что у нас получилось.
Слайд 18Полный текст сочинения
1654-1676- это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот
царь провёл много преобразований практически во всех сферах общественной жизни
страны, подготовил основу для будущих реформ Петра 1.Назову наиболее важные из них.
Была совершенствована законодательная система России, принят новый сборник законов — « Соборное уложение» в 1649 году. Этот документ стал юридической основой для закрепощения крестьян, так как по нему сыск беглых крестьян стал бессрочным (то есть отменены урочные лета) и они становились навечно собственностью владельца. Кроме того, уложение защищало собственность владельцев и определяло их права, устанавливало систему штрафов и наказаний. В уложении были сохранены религиозные основы общества.
Таким образом, принятие « Соборного уложения» Алексея Михайловича значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян и помещиков, сохранило большое значение церкви в государстве.
Слайд 19В подготовке Соборного уложения активное участие принимал сам царь Алексей Михайлович,
по рекомендации которого был созван 1648 году Земский собор, разрабатывавший
основные положения уложения. Царь зорко следил за работой собора, стремился, чтобы в новом законодательном сборнике были отражены основные вопросы.
Большую роль в составлении сборника законов сыграл Морозов Б.И. , воспитатель царя, глава правительства. Правда , после Соляного бунта в 1648 году царь, чтобы не тревожить народ, отстранил его от дел. Однако Морозов продолжал оставаться негласным главой правительства, руководил подготовкой Соборного уложения.
Слайд 20Данный исторический период вошёл в историю и как период раскола
Церкви. Начало ему было положено в 1654 году, когда патриарх
Никон начал реформирование церкви. Нововведения не все восприняли положительно. Возникло такое явление, как раскольничество — оппозиция, не согласная с реформой Никона. Возглавлял её протопоп Аввакум. Значение реформы велико, так как она унифицировала религиозные обряды, каноны, укрепив власть и роль церкви в стране. Однако реформа надолго расколола христиан и привела к появлению староверов.
Слайд 21Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба
являлись видными духовными деятелями России, имели авторитет в стране. Оба
понимали, что необходимо реформирование церкви. Однако Аввакум не принял те методы, которые использовал Никон, хотя в основном разногласия не затрагивали основ церкви.
Реформа Никона привела к и усилению роли церкви в стране, и к централизации власти. Правда, стремление поставить церковную власть выше царской привело к тому, что царь перестал поддерживать Никона и в конце концов Никон был низложен и отправлен в ссылку.
Роль Аввакума в том, что он положил начало раскольничеству, личным примером показал верность своим принципам. Старообрядцы есть и в современной России, они так и не приняли реформу Никона.
Слайд 22Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями в период
правления Алексея Михайловича.
Оба события — и принятие Соборного уложения, и
реформа Церкви — были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью народа в создании чётких и ясных законов как государственных, так и церковных, были подготовлены всем ходом предыдущего развития страны.
Результатом данных событий (то есть следствием) стало укрепление центральной власти, власти царя, усиление роди Церкви в государстве, укреплению России в целом.
Слайд 23Алексей Михайлович Романов правил в течение продолжительного периода времени- 31
год .Его правление нельзя оценить однозначно.
С одной стороны, значительное развитие
получила экономика, стали привлекаться иностранные специалисты, продумана система таможенного контроля проводилась политика протекционизма. Соборное уложение стало на два десятилетия основным законодательным актом страны. Были большие успехи и во внешней политике: подписано много мирных договоров со странами, усилилась международная торговля, была присоединена значительная территория и прежде всего это в 1654 году воссоединение Украины с Россией. Активно осваивались Дальний Восток и Сибирь.
Слайд 24Но с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче окончательно юридически
закрепилось крепостное право, значительно ухудшилось положение простого народа. Пример того
— Соляной и Медный бунты, крестьянская война под предводительством Степан Разина.
Эпоха правления Алексея Михайловича — это период укрепления государства, создание базы для реформ Петра Первого.