Слайд 1Картографическая наглядность на уроках истории
Слайд 2
Не с курьезами и диковинками науки должно в школе
занимать дитя, а, напротив, - приучить его находить занимательное в
том, что его беспрестанно и повсюду окружает.
К.Д.Ушинский
Слайд 3
Огромную роль в обучении играет наглядный метод. Применяя наглядность, преподаватель
вносит в обучение чрезвычайно важный момент – живое созерцание, которое,
как известно, является исходной ступенью всякого познания.
Слайд 4Классификация наглядных средств:
Естественная монументальная наглядность
Подлинные предметы материальной культуры
Специально изготовленная предметная
наглядность
Изобразительная наглядность
Условно-графическая наглядность
ТСО
Слайд 5
Исторические события происходят не только во времени, но и в
пространстве.
«Не помещенное во времени и пространстве историческое событие представляется нам
лишь пустой абстракцией, лишенной реального содержания, не отражающей исторической действительности», - писал А.И. Стражев.
Карта является тем наглядным пособием , которое в наибольшей степени помогает ОСМЫСЛИВАНИЮ исторического материала, пониманию хода исторических событий, раскрытию исторических связей и закономерностей
Слайд 6
Сами по себе карты , да и все наглядные пособия
не дадут полного представления о пространстве, в котором происходили исторические
события, если на помощь не придет слово учителя.
Слайд 7
В большинстве случаев исторические события могут быть правильно поняты лишь
в связи с определенными пространственными условиями
Нередко условия местности определяют конкретный
ход событий
Существует даже концепция о влиянии природных, географических факторов на развитие человеческого общества(Гумилев Л.Н.)
Слайд 8
Одной из важнейших задач общего среднего образования является формирование картографической
грамотности учащихся. Ученикам необходимо умение локализировать исторические факты в пространстве.
Локализация
– отнесение событий к конкретному пространству.
Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику
Слайд 9Классификация исторических карт
Слайд 10По охвату территории:
Мировые
Материковые
Карты государств
Слайд 11По содержанию:
Обзорные
Обобщающие
Тематические
Картосхемы (разновидность тематических)
Слайд 12По масштабу:
Крупномасштабные
Среднемасштабные
мелкомасштабные
Слайд 13Отличия исторических карт от географических
Исторические карты создаются на географической основе
и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий и
периодов.
Цвета получают иное значение на исторических картах
На исторических картах раскрывается динамика событий и процессов. На географической все статично. Нередко на исторической карте показываются драматические события (войны, распад государств, народный восстания и др.)
Историческая карта содержит лишь немногие физико-географические данные(реки, озера, моря, горы), на исторических редкая градусная сетка Зато на исторических дается размещение племен и народов, границы государств, торговые пути, места сражений, направление походов и т.д.
Слайд 14
Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для
более осознанного восприятия событий и явлений истории.
Слайд 15При работе с картой:
Следует учитывать, что учащимся бывает сложно соотнести
общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале темы
нужно работать по двум картам.
Применение карт целесообразно с использованием разных видов наглядности, например аппликаций.
В старших классах целесообразно применение проблемных заданий.
Слайд 16
На уроках рассказ учителя или описание исторических событий должен сопровождаться
показом по карте
При переходе от одной карты к другой важно
обеспечить преемственность
Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и географическую карты (общую и тематическую).
Методика обучения предполагает одновременную работу по настенной и настольной картой.
Слайд 17
Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то ее нельзя
заменять картой другого исторического периода. Лучше провести занятие по атласу
или карте учебника
Для лучшей работе по карте существуют множество приемов (собрать карту по принципу мозаики, прием путешествия, сравнение изучаемых объектов с чем похожим на них(Апеннины –сапог),разъяснение географических названий, прием «оживления карты» и др.)
Слайд 18При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила
Перед показом
учитель дает словесное описание пункта, рубежа, места события, опираясь на
уже известные ученикам ориентиры. При описании границ называются не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам.
Карта должна быть хорошо видна всем в классе. Стоять у карты нужно так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект.
Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу.
Как и на уроках географии реки показывают по течению от истока к устью; города –точкой; границы государств – непрерывной линией. Показ объекта сопровождается указанием сторон горизонта (восточнее-западнее, севернее-южнее), названием географических ориентиров.
Слайд 19Память
Зрительная
Слуховая
Моторная
Слайд 20Картографические ЗУН
Ученики должны знать, что название карты отражает тему и
ее основное содержание; что историческая карта отражает действительность в определенный
исторический период; что на ней могут быть показаны разновременные события; сменявшиеся события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве; карты имеют масштаб; условные обозначения расшифровываются в легенде карты
Ученики должны уметь: узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; выделять изменения территории, новые черты в хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать данные нескольких карт; читать карты и картосхемы.
Слайд 21
Схематические пособия применяются как источник исторических знаний и как средство
их систематизации. Особое место занимают контурные карты, помогающие в усвоении
исторического материала. В отличие от других наглядных пособий карты лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.
Слайд 22Контурные карты
Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать
новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное
средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся.
Слайд 23Контурные карты
Работа с контурными картами дает результат лишь в том
случае, если она ведется целенаправленно и систематически
Контурные карты применяются для
закрепления нового материала; для обработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них; для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий.
При заполнении контурной карты необходимо выполнять общеучебные требования. Не должно быть небрежности, грязи, скомканных страниц.
Писать надо разборчиво, без ошибок. Закрашивать аккуратно, по границам.
Слайд 24
Картографические знания и умения являются составной частью исторического знания учеников.
Сложный процесс формирования картографических знаний требует от учителя качественной предметной
подготовки, творческого отношения к организации работы с картой и другими видами наглядности.
Слайд 27Исследование условий усвоения картографических зун учащихся 5-х классов
Цель – повысить
качество картографических знаний учащихся, интерес к исторической карте, т.е. активизировать
их познавательную деятельность посредством использования различных методов работы по картографии в ходе уроков.
В 5Б классе работа по теме «Древняя Греция» по карте проводилась на всех этапах урока (описание природных условий, их влияние на занятия населения; картографические игры, рассказ учителя по карте, изучение картосхем –Саламинский бой, составление маршрутов греческих торговцев , обязательное домашнее задание по карте)
В 5В классе проводились уроки, на которых картографическая наглядность использовалась не так активно.
Слайд 28
Сравнительный анализ результатов показал, что качество картографических знаний, умений
и навыков в 5Б классе значительно превосходит качество в 5В
классе
Данные показывают, что целенаправленная, систематическая работа с использованием различных методов и форм картографического характера в процессе изучения истории способствует повышению качества знаний и положительно влияет на познавательную деятельность учащихся
Необходимо более активно внедрять в практику преподавания истории игровые ситуации, воображаемые путешествия, как способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся и их интеллектуальных способностей.