Слайд 1КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Слайд 2Древнерусская книжная миниатюра имеет свойство влюблять в себя всех, кто
начинает ею заниматься. Образовавшись «плоть от плоти» византийской книжной культуры,
она развила собственные особенные черты и вошла в сокровищницу мирового искусства. Из-за татаро-монгольского нашествия, опустошившего в 1240 году Киев, мы потеряли огромное количество памятников великой культуры: от XI века до нас дошло лишь три иллюминированных манускрипта. С другой стороны, к XV столетию – веку возвышения Московской Руси – русское книжное искусство стало окончательно самобытным, успев вобрать в себя опыт лучших византийских, сербских и болгарских изографов. Именно поэтому мы ограничимся рассмотрением русской книжной миниатюры от раннего ее шедевра – Остромирова Евангелия (XI в.) до другого шедевра – Евангелия Хитрово (начало XV в.).
Слайд 3Русских иллюстрированных книг XI–XIV веков сохранилось немного. Их легко перечислить
и оттого нелегко, охарактеризовав, обобщить. Представляется разумным век за веком
описать наиболее характерные манускрипты, указав исторический и культурный контекст эпохи, их породившей. Исключительное влияние на Русь и её культуру почти всегда имела Византия, поэтому мы будем говорить не только о Средневековой Руси, её истории и культуре, но и об истории и культуре Византии и её окраин, южных славян, а отчасти и Запада.
Слайд 4Материалом всех древнейших славянских книг и грамот служил пергамен –
особым образом обработанная кожа животных, преимущественно телят. До XIII века
пергамен привозили из Греции, по качеству он ничем не отличался от того, на котором сделаны лучшие греческие рукописи XI–XII веков; с XIII века пергамен изготавливался на Руси. Бумага вошла в оборот на Руси лишь с XV века. Для записи текста использовали чернила и гусиные перья. Практически все древнерусские рукописи орнаментально украшены. Заглавия (особый вид орнамента, предваряющий книгу, главу или статью книги) и начальные буквы писались киноварью – краской ярко-красного цвета. В самых роскошных русских книгах, таких как Остромирово Евангелие, Изборник Святослава, Мстиславово Евангелие, заглавия и начальные буквы писались золотом
Слайд 6Помимо орнамента, некоторые южно-славянские и русские рукописи содержат иллюстрации к
тексту – миниатюры. Часто миниатюры целиком заимствовались из греческих рукописей
(как, например, в Хрониках Георгия Амартола), реже составлены славянскими иллюстраторами. Писец часто работал в паре с изографом. Для книг большого объема требовалось несколько писцов; иногда над миниатюрами одной и той же книги работали несколько иллюстраторов (как, например, над фигурами евангелистов в Остромировом Евангелии и Мстиславовом Евангелии), что приводило к неоднородности миниатюр и по качеству, и по стилю.
Слайд 7Рукописные книги часто переписывались, а миниатюры, соответственно, перерисовывались. В работе
над книгой писцы допускали ошибки (их не избежал даже переписчик
Остромирова Евангелия), некоторые писцы пытались текст выверить и исправить, не всегда удачно. Качество же перерисованных миниатюр почти всегда ухудшалось.
Слайд 8Обзор древнерусских иллюминированных рукописей XI–XIV веков
XI век
Слайд 9В 1081 году в Византии на сто с лишним лет
воцарилась Комниновская династия, давшая имя соответствующему периоду в истории и
искусстве Византии. Книжная миниатюра достигла пика своего изящества. При императорском дворе и в Студийском монастыре действовали скриптории – мастерские по переписке рукописей. Русь активно впитывала все достижения византийской культуры. Из-за татаро-монгольского нашествия, разорившего Киев с его богатейшими коллекциями, до нашего времени дошло лишь три иллюстрированных манускрипта этого времени.
Слайд 14Дворцовый манускрипт, написанный для князя Святослава – сына святого Ярослава
Мудрого. 266 двусторонних листов содержат «Вопросы и ответы» преподобного Анастасия
Синаита, комментарии Святых Отцов на Новый Завет, сочинения по риторике, истории и т.п. Предполагается, что Изборник Святослава был списком сборника для болгарского царя Симеона. В Изборнике сохранились четыре миниатюры, изображающие святителей и преподобных (в обрамлении в виде храмов), а также изображение самого князя Святослава, подносящего книгу Христу.
Слайд 15Молитвенник Гертруды; он же – Кодекс Гертруды, Трирская Псалтырь, Псалтирь
Эгберта
Слайд 16XIII век
XIII век стал трагическим и для Руси, и для
Византии. В 1204 году крестоносцы захватили и варварски опустошили Константинополь.
С гибелью художественных мастерских прервались многие традиции комниновского времени. Византийская империя распалась на Латинскую империю и ряд греческих государств, в одном из которых (Никейской империи) возродился интерес к античному наследию. Греческие мастера начали активно эмигрировать на Запад и в славянские страны.
В 1238–1241 годах татары разорили Ростовское и Ярославское княжества, уничтожили Киев, покорили Владимиро-Волынское и Галицкое княжества. Связь Руси и Византии прервалась надолго. Русская книжная культура сохранялась в одном Новгороде, но и там довольно быстро исчезла виртуозность письма, ставшая по тем временам ненужной.
В 1261 году основатель Палеологовской династии Михаил VIII восстановил Византийскую империю. Из православных стран по-настоящему развилась и окрепла одна лишь Сербия, давшая мировой культуре в это время дивные храмы Студеницы, Милешево, Сопочан.
Слайд 19Название связано с владельческой надписью XVI века: «Служебник великого чудотворца
Варлаама его собинной, прислал ему из Царяградя Никифор патриарх в
честь». Служебник содержит тексты трех литургий: святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова. Соответственно, текст каждой литургии предваряет миниатюра, изображающая ее создателя. Считается, что служебник выполнен по заказу новгородского архиепископа Антония, ученика преподобного Варлаама Хутынского.