Слайд 1Урок 15
История России ХХ - начало ХХI века
Тема «коллективизация сельского
хозяйства»
9 класс
Составитель:
Шолнерова Г.А.,
учитель истории и обществознания
МКОУ «Вечерняя (сменная)
общеобразовательная
школа №4
города Йошкар-Олы».
Слайд 2Тема урока :
«Коллективизация сельского хозяйства»
Слайд 3Цель урока
знать о состоянии сельского
хозяйства и положении крестьян накануне коллективизации;
выяснить причины коллективизации, этапы и итоги;
воссоздать объективной картины коллективизации через исторические документы;
знать понятия : «репрессия», «коллективизация», «раскулачивание», «кулаки»;
Слайд 4План урока
I. Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации.
II. Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации.
III. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы.
IV. Итоги коллективизации.
Слайд 5Проблемное задание
О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили,
что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми.
Определите, насколько это соответствовало действительности
и что на практике означали эти слова.
В конце урока мы должны будем опровергнуть или доказать правомерность этих слов.
Слайд 6Сельское хозяйство в конце 20-х г.г.
Крестьяне и крестьянский быт
В 1928 г.
на селе проживало более 80% населения
СССР, сельское хозяйство давало
более половины всего произведённого продукта в экономике. Сельское хозяйство было мелкокрестьянским.
Из-за грубой политики правительства крестьяне не были заинтересованы в продаже зерна и другой продукции государству.
В результате в 1927-1928, 1928-1929 гг. возникли кризисы хлебозаготовок.Большевистское руководство всегда рассматривало основу нации – крестьянство – как реакционный класс , делая исключение для бедноты.
Слайд 7Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации
Сталин видел выход из
кризиса в необходимости форсированной индустриализации, производственном кооперировании, свёртывании рынка, а
значит, в ликвидации многоукладности экономики и нажиме на кулака.
Бухарин. видел выход в увеличении выпуска промтоваров, коллективизации отводил вспомогательную роль основой сельскохозяйственного производства будет оставаться индивидуальный производитель.
Слайд 8Ученые-аграрники о крестьянах
Александр Васильевич Чая́нов
(17 января 1888
года, Москва — 3 октября 1937 года) - российский экономист.Он
думал о том, как приобщить деревню к цивилизации. Для Чаянова путь решения этого вопроса в особой экономической природе трудовой крестьянской семьи и в присущей ей в силу этого способности вступить в кооперативные связи.
В 1930 году был арестован по делу так называемой «Трудовой крестьянской партии».Расстрелян в 1937 году.
Слайд 9Отвечаем на вопросы
Самостоятельная работа с учебником истории 9 класс стр.:
176-177
Какая дискуссия проходила в руководстве партии по вопросу коллективизации ?
Какая
точка зрения победила понятно. Почему ?
Слайд 10Причины коллективизации
На ХV съезде ВКП (б)
На ХV съезде ВКП(б), проходивший в декабре 1927
года был взят курс на коллективизацию крестьянства и ликвидацию кулачества как класса .
Причины коллективизации :
1. Набиравшая силу индустриализация.
2. Сверхиндустриализация за счёт деревни.
3. Создание опоры в деревне в лице бедняцкой массы.
4. Обеспечение индустриализации дешёвой рабочей силой за счёт массового ухода крестьян из деревни.
5. Ликвидация кулачества как класса.
Работа с учебником : Найти в учебнике 9 класс на стр.: 182 задание № 1.
Определить на основе документа, на какой принцип указывает этот факт.
Слайд 11Сроки проведения коллективизации
1929 г. – выход статьи Сталина «Год великого
перелома».
Статья
Сталина стала теоретическим обоснованием форсированной коллективизации.»В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». В 1927 г. коллективизация рассматривалась как длительный процесс.По первому пятилетнему плану предполагалось лишь к 1933 г. Охватить кооперацией 85% крестьянских хозяйств ( из них 18-20% колхозами).После статьи Сталина « Год великого перелома» намечены были совсем иные сроки. Этот факт указывает на использование принципа сплошной коллективизации.
Слайд 12Ликвидация кулачества
Раскулачивание Ю.А. Зайцева. Чебоксары. 1929-30-е гг.
Ликвидацию кулачества проводили
в два этапа.
1 этап – 1930г. – в северные районы
выслано 115231 семейство кулаков.
2 этап – раскулачено 265795 семейств. Эти данные не включают тех, кто был расстрелян в районах сплошной коллективизации, а так же сотни тысяч середняков и бедняков, высланных как подкулачников.
Слайд 13Определение кулака
Хозяйство середняка
В перечне признаков кулацких
хозяйств, опубликованном в 1930 году, были записаны такие «критерии»:
наличие мельницы,
крупорушки, маслобойни и др. орудий, в которых применялся механический двигатель; систематическая сдача в наём сельхозмашин с механическим двигателем; сдача в наем оборудованных помещений под жильё или предприятие; занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством. Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его относили к кулацкому.
Слайд 14Недовольство крестьян коллективизацией
Крестьяне читают статью Сталина "Головокружение от успехов
Форсированная коллективизация и массовое раскулачивание вызвало недовольство крестьян.
В 1930 г. по стране прокатилась волна восстаний.
1930 г. – статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой осуждались перегибы (отток их колхозов).
Работа с документом (Приложение2,3)
Каковы результаты коллективизации для страны в целом?
Каково отношение крестьян к коллективизации ?
Слайд 15Итоги коллективизации
Массовый голод 1932-1933 г.г.
Разразился массовый голод в 1932/33 г.г.
в период коллективизации — тогда от голода и болезней, связанных с
недоеданием, погибло около 7 млн. человек.
Своеобразие голода 1932—1933 годов заключается в том, что это был первый в её истории „организованный голод“, когда субъективный, политический фактор выступил решающим и доминировал над всеми другими.
Проанализируйте документ (Приложение 5,6 )
ответьте на вопросы :
Как повлияла коллективизация на крестьян, их настроение ?
Каково отношение интеллигенции к раскулачиванию? Одобряла ли она его? Почему?
Слайд 16Итоги коллективизации
В короткие сроки в деревне была в основном ликвидирована неграмотность,
проведена работа по подготовке сельскохозяйственных кадров (агрономов, зоотехников, трактористов, шофёров и других специалистов). Для крупного сельскохозяйственного производства была подготовлена новая техническая база; развернулось строительство тракторных заводов и сельскохозяйственного машиностроения, что позволило наладить массовое производство тракторов и сельскохозяйственных машин.
Слайд 17Проверяем проблемное задание
О коллективизации и её целях
в 30-е годы говорили, что она
сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми. Определите, насколько соответствовало это действительности?
Слайд 18Рефлексия
Кластер
Выполнить кластер со словом -
коллективизация (работа в
парах – на отдельном альбомном листе).
коллективизация
Слайд 19Домашнее задание
1.П. 17-18, читать ;
2.Написать эссе на
выбор : а)«Коллективизация в судьбе
моей семьи».
б) «Мои мысли о сплошной коллективизации».
Слайд 20Литература
1. Аринин. В. «Тень генералиссимуса» Архангельск. Северо-Западное
книжное издательство. 1991г..
2. Геллер. М., Некрич. А. Утопия у власти. В 3-х
томах, т.1 МЛ 996г.
3. Гордон Л.А.Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40ые годы. М. 1989 год. с. 52-82, с. 155-169.
4. Данилов А.А., Косулина Л. Г, Брандт М.Ю. История России 20 – начало 21 века. 9 класс. М. Просвещение, 2004г.
5. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927-1932 гг. М. 1989 г.
6.Зевелев A.M. Истоки сталинизма. М.1991 г.
7. Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивление не свободе в СССР. М. . 8.http://images.yandex.ru
9. http://ru.wikipedia.org