Слайд 1
История
Древней
Руси
в
IX-XIIIвека
Культура
Древней
Руси
в IX-XIII века
Слайд 2«Зодчество древней Руси»
В ранне христианской древней Руси архитектурные сооружения преимущественно были деревянными. В
те времена, в древнерусском государстве, древнерусский человек строил преимущественно дома из оцилиндрованного
бревна. А позже сначала древнерусские князья, а потом и простые граждане стали строить дома из бруса. Надо отметить, что в те времена, в период образования древнерусского государства, архитектура строений была еще не очень выразительной. Но христианские храмы в древнерусских городах уже тогда отличались своей самобытностью и архитектурной самобытностью. в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. Сам термин свидетельствует, что памятники эти отличали от построек античного и нового времени, но не отделяли от архитектуры других стран, не видели национальной специфики русского зодчества. Средневековые памятники в продолжение всего XVIII в. считали варварскими, памятниками дурного вкуса, недостойными изучения.
Слайд 3«Часовня Михаила Архангела»
Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро -
одна из архитектурных жемчужин Русского Севера. Кроме того, как и
многие другие часовни, она была самым красивым строением деревни и дарила жителям немало светлых, праздничных минут. Часовня была местом общения с Богом. В тревожные времена становилась сторожевой вышкой, предупреждая звоном колоколов о приближении опасности.
Слайд 4 «Часовня Богоматери всех Скорбящих
Радости»
Это традиционное заонежское строение. история его создания во многом
не ясна. До 1882 г. включительно в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в 1983-1984 гг.
Слайд 5 «Церковь Преображения из села
Спас-Вежи. Ипатьевский монастырь»
Мужской монастырь в Комстровской иепархии
русской православной церкви, сыгравший значительную роль в русской истории XVI и особенно XVII века. Находится в городе Костроме при впадении реки Костромы в Волгу. По имени монастыря названа найденная в нём знаменитая Ипатьевская летопись. До XX века церковь имела в западной части высокую восьмигранную шатровую колокольню, соединявшуюся с основным массивом здания небольшой висячей галереей-переходом. Вход в храм был с южной стороны.
Слайд 6 «Часовня Трех Святителей»
На самом высоком холме лесистой
местности в Кондопожском районе Карелии когда-то располагалась деревня Кавгора. Здесь,
окруженная кольцом валунов, в соседстве с елями-великанами высилась часовня Трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.
Слайд 7Привезена в Суздаль в 1960 г. как первый экспонат будщего
Музея деревянного зодчества. Является произведением народного плотницкого искусства; срублена топором
с применением деревянных гвоздей. Венцы бревен соединены "в обло" (с остатком). Скромная "клетская" церковь обычно служила зимней (теплой) в паре с более обширным и нарядным холодным (летним) храмом.
«Церковь Николы из села Глотово, 1776 г. Суздальский кремль»
Слайд 8 «Часовня Петра и Павла»
Часовня стоит на
открытом ровном пространстве. К ней в летний день на часовенный
праздник съезжалась вся Кижская волость. Гостей принимали жителм деревни Волкостров, или, точнее - куста деревень: Насоновщины, Посада, Шлямино... Часовня была центром и украшением Волкострова.
Слайд 9 Каменное строительство
С ХI века постепенно начинает
распространяться и каменное строительство. Сначала этот процесс шел очень медленно,
но в последующие столетия он заметно ускорялся. В городах начинают строиться каменные церкви, самые значительные дворцовые здания, и позже, с ХVII века - богатые жилые дома. С ХII - XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Самые. ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы - собирательницы русских земель.
Слайд 10В 11 веке в крупных городах появляются каменные хоромы князей.
На 1-м этаже располагались небольшие комнатки, а второй этаж занимал
просторный зал.
Снаружи здание украшалось арками, каменной резьбой, колоннадами.
Княжеские хоромы
в Чернигове.
Реконструкция.
Слайд 11Появление 2-3 этажных зданий привело к увеличению высоты церквей и
соборов.
От того периода до нас дошли соборы Киева
Новгорода, Смоленска, Чернигова.
В отличие от сегодняшнего дня соборы были не белыми,а красными, т.к. их не штукатурили
Слайд 12Вершиной древнерусской архитектуры стали сооружения Северо-Восточной Руси.
Самым Знаменитым зданием стал
Покров на Нерли.
Храм
Покрова-на-Нерли..
«Каменный храм святого великомученика Димитрия»
Каменный храм святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки был построен в 1811 году, незадолго до вторжения в Россию войск Наполеона. До постройки кирпичной церкви жители Средних Апочек молились в деревянном храме, который так же был освящен в честь почитаемого на Руси греческого святого Димитрия из Солуни. Через 20 лет, в 1831 году, к храму была пристроена колокольня, и архитектурный ансамбль среднеапоченской церкви приобрел законченный вид.
Слайд 14 Образование и культура
Древней Руси
IX века -
время создания русской письменности. Её создателями были Моравские братья (Кирилл и Мефодий). Первым этапом русской литературы был перевод Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей церковной литературы.
Позже появились и новые жанры, такие как: летопись, житие, поучения, повесть
Летопись - эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Надо отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во-первых, летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во-вторых, освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и, наконец, в-третьих - летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя.
Житие - жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо просматривается жизнь простых монахов и простых людей вообще. Большое место занимала поучительно - бытовая литература такая, как притчи и другие поучения. Но были также и научные труды, так в XII в. (1136г) был написан труд, содержащий вычисления всех високосных годов, пасх, церковных праздников и т.д. - назывался он "Учение им же ведати человеку числа всех лет". Но несмотря на такое разнообразие "древнерусскую литературу можно рассматривать, как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, эта тема - смысл человеческой жизни. Подобную направленность основных жанров (главная направленность - эпос) можно объяснить тем, что в Киевской Руси основными заказчиками книг оставались Князья.
Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века - изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам.
Слайд 15Кирилл и Мефодий разработали для записи текстов на славянском языке
специальную азбуку глаголицу. В настоящее время среди историков преобладает, но
не общепризнанна точка зрения, согласно которой кириллица была создана на основе греческого алфавита учеником святых братьев Климентом Охридским (о чём имеется упоминание и в его Житии). Пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писание и ряда богослужебных книг
Слайд 16Не́стор (ок. 1056 (ок. 1056 — 1114 (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец,
агиограф конца XI — начала XII вв. (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII вв.,
монах Киего-Печерского монастыря..Традиционно считается одним из авторов «Повесть временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.
Слайд 17«Новгородская псалтырь».
В 2000 г. археологи в Новгороде сделали замечательную
находку. Эта находка – древняя книга. «Новгородская псалтырь». Её размер
19 × 15 сантиметров. Две внешние дощечки служили обложками. Первая украшена изображением креста и скупым орнаментом, её внутренняя сторона имела заполненное воском углубление.
Слайд 18Грамота на бересте 'От Гостяты к Васильви', обнаруженная при раскопках
в Новгороде в 1951 г. XI в.