Разделы презентаций


Культура и быт конца XV - XVI вв.

Содержание

Особенности развития: Местные культурные традиции уступают место общерусским;более весомо заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости;сказывается растущее влияние самодержавной тирании и крайностей крепостничества, опричного террора на культурную среду русского общества.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1КУЛЬТУРА И БЫТ КОНЦА XV — ХVI вв.

КУЛЬТУРА И БЫТ КОНЦА XV — ХVI вв.

Слайд 2Особенности развития:
 Местные культурные традиции уступают место общерусским;
более весомо заявляют о

себе мотивы патриотизма, национальной гордости;
сказывается растущее влияние самодержавной тирании и

крайностей крепостничества, опричного террора на культурную среду русского общества.
Особенности развития: Местные культурные традиции уступают место общерусским;более весомо заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости;сказывается растущее влияние

Слайд 3Фольклор.
События той славной эпохи получили отражение в сказках.
в “Сказке о

Борме-Ярыжке” ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана

Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде.
Сказки прославляют ум, сметливость выходцев из народа (“Умный мальчик-судья”, “Огненный змей”, “Мудрая дева” и др.), некоторые сказки вошли в “Повесть о Петре и Февронии” .
Фольклор.События той славной эпохи получили отражение в сказках.в “Сказке о Борме-Ярыжке” ее герой, простой русский человек, добывает

Слайд 4Пословицы и поговорки.
Пословицы, которые вписал царь Грозный в свое послание

старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует псарь”, “дати волю

царю, ино и псарю”.
Пословицы и поговорки.Пословицы, которые вписал царь Грозный в свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует

Слайд 5 Жанр исторической песни
Народ прославляет взятие Казани, особенно героев штурма —

пушкарей, Ермака Тимофеевича.
Царя народ, с одной стороны, воспевает за воинские

подвиги, расправы с боярами; с другой — отмечает его жестокий нрав; в целом же поддерживает за защиту единой России — “Московского царства”

Взятие Казани.

 Жанр исторической песниНарод прославляет взятие Казани, особенно героев штурма — пушкарей, Ермака Тимофеевича.Царя народ, с одной стороны,

Слайд 6Просвещение.
Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри;
“Мастера грамоты”

появляются в городах и по деревням;
Учили сначала азбуку, потом—Часослов (молитвы,

богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтирь (псалмы царя Давида). На этом учение обычно заканчивалось.
Просвещение.Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри;“Мастера грамоты” появляются в городах и по деревням;Учили сначала

Слайд 7.
 За нерадение учитель, в соответствии с обычаем, мог и должен

был “сокрушать ребра”, “учащать раны” ученикам своим. Той же цели—внушению

“книжной премудрости”—служила и “душеспасительная” розга.
. За нерадение учитель, в соответствии с обычаем, мог и должен был “сокрушать ребра”, “учащать раны” ученикам своим.

Слайд 8Учебники.
Появлялись руководства по грамматике — труды Максима Грека: “Начало грамоты

греческой и русской”, “Предисловие о буковице, рекше о азбуце”, “Беседа

о учении грамоте...”, “Сказание грамотичным степенем”;
 появляется первое пособие по арифметике — “Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цыфирная счетная мудрость”
Учебники.Появлялись руководства по грамматике — труды Максима Грека: “Начало грамоты греческой и русской”, “Предисловие о буковице, рекше

Слайд 91 апреля 1564 г., Иван Федоров издал в ней

“Апостол”.
Поворотное для просвещения значение имело появление книгопечатания.

1 апреля 1564 г., Иван Федоров  издал в ней “Апостол”.Поворотное для просвещения значение   имело

Слайд 10Научные знания.
Составлялись пасхалии специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников

по годам.
Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам при изготовлении

пушек, пищалей, в том числе и нарезных орудий, созданных в России.
Солеварение и поташное производство, лечебное и иконописное дело требовали знаний из прикладной химии, медицины, и они отражены в рукописях рецептурного характера, травниках
Научные знания.Составлялись пасхалии специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников по годам.Знания в области физики, техники требовались

Слайд 11Научные знания.
Во второй половине XVI — начале XVII в. появились

детальные руководства по солеварению (“Роспись, как зачать делать новая труба

в новом месте”), по писцовому делу (1556 г.), статья “О земном верстании, как землю верстать” (исчисление площади квадратов, прямо- и треугольников, параллелограммов, трапеций).
В “хождениях” авторы описывали страны, которые посетили.
Научные знания.Во второй половине XVI — начале XVII в. появились детальные руководства по солеварению (“Роспись, как зачать

Слайд 12Литература. Историческая и политическая мысль.
“Хронограф” (обзор всемирной истории) 1512 г;
“Повесть о

Вавилонском царстве”;
“Сказание о князьях Владимирских”.
“Повесть о Молодинском сражении” 1572 г., 
“Повесть о

прохождении Стефана Батория на Псков”.
 Грозный в письме к шведскому королю без тени сомнения утверждал: “Мы от Августа кесаря родством ведемся”.
Литература. Историческая и политическая мысль.“Хронограф” (обзор всемирной истории) 1512 г;“Повесть о Вавилонском царстве”;“Сказание о князьях Владимирских”.“Повесть о Молодинском

Слайд 13Многие публицисты обсуждают проблемы самодержавия и устроения государства, боярства и

положения крестьян. И. С. Пересветов выступает сторонником сильной царской власти. Он

писал: “Царю нельзя быть без грозы: как конь под царем без узды, тако и царство без грозы”. Он выступает сторонником “правды” (“Бог не веру любит, а правду”), “книг”, “мудрости”, противником холопства, “которая земля порабощена, в той земле зло сотворяется... всему царству оскудение великое”.
Многие публицисты обсуждают проблемы самодержавия и устроения государства, боярства и положения крестьян.  И. С. Пересветов выступает

Слайд 14Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в том же Кремле, в посланиях, “Домострое” (ему

принадлежит окончательная редакция памятника) проповедует рациональное хозяйствование, получение “правильного стяжания”

(прибыли).
Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в том же Кремле, в посланиях, “Домострое” (ему принадлежит окончательная редакция памятника) проповедует рациональное хозяйствование,

Слайд 15«Нестяжатели» и «Иосифляне».
обличали стремление присвоить труд чужих рук, сребролюбие, чревоугодие,

гордость, тщеславие и прочие пороки.
Нил Сорский.
Иосиф Волоцкий же говорил о

другом: “Церкви богатство — Божье богатство”.
«Нестяжатели» и «Иосифляне».обличали стремление присвоить труд чужих рук, сребролюбие, чревоугодие, гордость, тщеславие и прочие пороки.Нил Сорский.Иосиф Волоцкий

Слайд 16 На рубеже XV—XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве —

стены и башни, соборы и Грановитая палата.  Возводили их итальянские архитекторы

(Аристотель Фиораванти, Пьетро Солари, Марко Руффо, Алевиз Новый и др.) 

Архитектура.

На рубеже XV—XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве — стены и башни, соборы и Грановитая

Слайд 17Хоромы Строгановых в Соли-Вычегодской. Гравюра И. Ческого. 1842 год

Хоромы Строгановых в Соли-Вычегодской. Гравюра И. Ческого. 1842 год

Слайд 18Живопись.
На рубеже XV — XVI вв. в иконописи и фресковой

живописи прославились Дионисий с сыновьями и соратниками.
Церковь после Стоглавого собора

1551 г. усиливает надзор за иконописцами.
В конце XVI в. получают известность иконы “строгановского письма”. Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью.



Живопись.На рубеже XV — XVI вв. в иконописи и фресковой живописи прославились Дионисий с сыновьями и соратниками.Церковь

Слайд 19Быт.
С конца XV в. начинается расцвет искусства эмали, забытого во

времена ордынского ига;
В церковном обиходе часто использовали изделия с художественным

шитьем;
Знатные люди жили в хоромах, обычно двухэтажных, с разными пристройками, жилыми и хозяйственными, для себя, дворни, скота и птицы. Дома в основном — деревянные, но встречались и каменные.
Быт.С конца XV в. начинается расцвет искусства эмали, забытого во времена ордынского ига;В церковном обиходе часто использовали

Слайд 20http://www.romeo-juliet-club.ru/lovemuseum/fevronia.html
http://clarino2.narod.ru/e3.htm
http://rusforce.org/showthread.php?s=7c474012d618a140ff77d37a70c9fa3b&t=13718
http://citatyi.ru/34efe141e3c3_img21266.html
http://www.svclub.ru/?an=zvorykin11
http://dshisv.ucoz.ru/index/znaete_li_vy_chto/0-20
http://natella-sova.livejournal.com/
http://photopir.ru/Bez-zagolovka-982/
http://permhistory.ru/page/2









Павлова Анеля Васильевна
учитель истории МБОУ СОШ № 12
г. Вышнего Волочка

Тверской обл.

http://www.romeo-juliet-club.ru/lovemuseum/fevronia.htmlhttp://clarino2.narod.ru/e3.htmhttp://rusforce.org/showthread.php?s=7c474012d618a140ff77d37a70c9fa3b&t=13718http://citatyi.ru/34efe141e3c3_img21266.htmlhttp://www.svclub.ru/?an=zvorykin11http://dshisv.ucoz.ru/index/znaete_li_vy_chto/0-20http://natella-sova.livejournal.com/http://photopir.ru/Bez-zagolovka-982/http://permhistory.ru/page/2Павлова Анеля Васильевнаучитель истории МБОУ СОШ № 12г. Вышнего Волочка Тверской обл.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика