Слайд 1«Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников
образования и формирования у них базовой педагогической ИКТ – компетентности»
по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника».
Слайд 2Культура Киевской Руси
УРОК ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ
Выполнила учитель истории Куликовской
СОШ
Мальсагова Л.И.
Слайд 3ЦЕЛИ
Ознакомление учащихся с культурой Киевской Руси с использованием ИКТ;
умение ориентироваться в информационном пространстве
Слайд 4Основные задачи
образовательная: ознакомить учащихся с культурными достижениями Киевской Руси;
развивающая: углубить,
осмыслить и систематизировать знания учащихся; развить умение и навыки использования
ИКТ в учебной деятельности;
воспитательная: воспитывать любовь и уважение к культуре Русского государства.
Слайд 5Тип урока
Урок изучения нового материала
Слайд 6Оборудование
настенная карта Киевской Руси,
картины с изображением Древнерусского города,
слайды по
культуре Киевской Руси,
раздаточный материал: отрывки из текстов «Поучение детям» Владимира
Мономаха и «Повесть временных лет»,
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,
компьютер, принтер, сканер, мультимедийный экран.
Слайд 7ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ
Слайд 8СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Изучение нового материала:
1. путешествие в Киев,
2. Софийский храм,
3. школа при монастыре,
4.
Киево-Печерский монастырь,
5. торговая площадь.
Закрепление материала.
Домашнее задание.
Слайд 10Как вы понимаете содержание термина культура ?
Слайд 11Культура – все достижения
человечества за всю историю
его существования
Слайд 12Духовная
культура
Материальная
культура
ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ
Слайд 13Высоко передо мною
Старый Киев над Днепром
Днепр сверкает над горою
Переливным серебром.
Слава,
Киев многовечный,
Русской славы колыбель!
Слава, Днепр наш быстротечный,
Руси чистая
купель!
Слайд 16Это замечательное архитектурное сооружение было выстроено в Киеве при князе
Ярославе Мудром. Возведено оно было из камня. Створки ворот были
обиты позолоченными медными листьями. Сверху над воротами находился храм. Строительство Золотых ворот дорого обошлось князю, однако Ярослав не поскупился на траты. Как вы думаете, почему? Золотые ворота потряси тех, кто их видел, своей мощью и великолепием. У ворот днем и ночью стояли грозная стража. Минуя ее, войдем в город и мы.
Слайд 17КИЕВ
Ты старинное русское имя
На сегодняшней карте найди
И тотчас поезжай в стольный Киев,
В Золотые ворота войди.
И откроется чуткому взору
Красота заповедных затей:
Соболиные шапки соборов
И могучие стрелы церквей.
(Звучит магнитофонная запись
колокольного звона)
Слайд 18Храм святой Софии
Киевская София была воздвигнута на том месте, где
в 1037 г. войско под руководством Ярослава Мудрого одержало победу
над печенегами. На огромную высоту возносил он тридцать глав своих, сверкающий золотыми куполами.
Слайд 19ГДЕ, В КАКОЙ СТРАНЕ
СУЩЕСТВОВАЛ ХРАМ С
ПОДОБНЫМ НАЗВАНИЕМ?
Слайд 20ХРАМ ИЗНУТРИ
Великолепные фресковые росписи, мозаичные изображения украшают стены храма.
Слайд 21ФРЕСКА – роспись по сырой штукатурке.
МОЗАИКА – рисунок или узор
из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла.
Слайд 22Стены храма украшались также иконами.
Иконы создавались трудом мастеров-иконописцев.
Слайд 23ИКОНА – предмет поклонения-
живописное изображения бога,
святого или
святых, образ.
Слайд 24
Она в тревоге и печали
Чрез зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие
дали.
Где престол пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах,
что лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.
Слайд 25Кем и когда была создана славянская письменность?
Сколько букв в современной
азбуке?
Слайд 27 Почему раньше ценили и берегли книги?
С чем это
было связано?
Каким способом создавались книги в средневековой Европе?
Какой материал использовали для написания книг?
Слайд 28ПЕРГАМЕНТ – писчий материал из телячьей кожи, распространенный до изобретения
бумаги.
Слайд 29 Букварь – он стал всему основа.
С него мы
начали судьбу.
Вошло берестяное слово
Не только в терем, но
и избу,
И вот до нас дошли, как чудо,
Ручьем пробившись сквозь пласты,
Живая речь простого люда –
Обрывки жухлой бересты.
Слайд 30Что же такое добродетель?
«И в земле богатство не прячь, это
нам великий грех.
Старых чти, как отца, а молодых – как
братьев.
В дому своем не ленись, ни питью, ни еде не потворствуй, ни сну.
Лжи остерегайся и пьянства, от того ведь душа погибает и тело.
Ни единого человека не пропусти, не поприветствовав его и не подарив добрым словом.
Не забывай того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете учитесь.
Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тот не научится».
Слайд 31ЗАДАНИЕ
Чему учил Мономах своих детей?
Какие качества считал необходимыми?
Какие порицал?
Созвучны ли
эти идеи современной эпохе, можно ли сказать, что нам необходимо
прислушиваться к этому поучению?
Слайд 32 В летописной келье узкой,
В четырех глухих стенах
О
земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и
летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ …
Слайд 33«В лето 6496 …Владимир же был рад, что познал бога
и сам и люди его … и сказал: «Христос бог,
сотворивший небо и землю! Взгляни на людей этих и дай им, господи, познать тебя, истинного бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру и мне помоги, господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу». И сказав Это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры».
Слайд 34ЗАДАНИЕ
О каком событии идет речь?
Когда оно было?
От какой точки мы
ведем отсчет времени?
А в древней Руси от какой точки вели
отсчет?
Слайд 35 Пояснить смысл поговорок.
«Не копай яму по
ближним своим впадается в ню.».
«Не остави друга древнего, новые бо
не будет ему подобен.».
«Лучше есть на своей земле костью лечи, и нежели на чуже славну бытии.».
Слайд 36
Закрепление нового материала:
класс делится на две команды, обучающиеся составляют вопросы
по изученной теме, обмениваются ими, отвечают на вопросы.
Выставление оценок.
Домашнее задание.