Слайд 1Интегрированный урок
по истории и литературе
Учитель истории и обществознания Новикова
Т.В. Учитель русского языка и литературы Брусняк Л.В
Слайд 2Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее
предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он
всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин «Стансы»
Слайд 3Петр Первый
Годы жизни
09.06.1672г.-28.01.1725 г.
Годы правления
1682-1725 гг.
Слайд 4 Петр Первый был провозглашён царём в 10-летнем возрасте
(1682
год) , стал править самостоятельно с 1689 года
Последний царь всея
Руси
(с 1682 года)
и первый Император Всероссийский
(с 1721 года).
Правил 43 года
Слайд 5
Личность Петра I и его реформы
Тема урока
Слайд 6План урока
Московское царство до Петра I
и Россия при Петре
I.
Споры о личности Петра Первого. Историки, поэты, писатели о Петре
Первом.
Слайд 7 В 1698 году, вернувшись из «Великого посольства», Пётр развернул масштабные
реформы российского государства и общественного уклада.
С юных лет проявляя интерес
к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие (1697 г.) в страны Западной Европы. (Прибалтика, Голландия, Англия, Австрия)
Слайд 8Цель урока
Сформировать представление об эпохе Петра Первого, его реформах и
личности через работу с историческими документами, воспоминаниями современников, через анализ
произведений художественной литературы о Петре Первом.
Слайд 9Причины реформ:
На рубеже XVII- XVIIIвеков Россия значительно отставала
от западно-европейских стран:
Страна не имела выхода к морю
(отсутствовали
удобные порты для европейской торговли);
Отсталая армия и флот (стрелецкие полки утратили свою боеспособность);
Непродуманный государственный аппарат (казнокрадство и взяточничество);
Слайд 10Причины реформ:
Слаборазвитая экономика (отсутствие навыков добычи полезных ископаемых, слабое
развитие мануфактур);
Необразованность и неграмотность населения.
Личность Петра I, сумевшего
взять на себя ответственность принятия столь кардинальных решений.
Слайд 11Основные реформы Петра Первого
Преобразования системы государственного управления.
Военная реформа.
Экономическая реформа.
Церковная реформа.
Реформа
образования.
Областная (губернская) реформа.
Социальная реформа
Преобразования в области культуры и быта.
Слайд 12Московское царство до Петра I и Россия при Петре I
.
Московское царство
1480-1721
Российская империя
1721-1971
Слайд 13Московское царство
Российская империя
Политический
строй
Экономика
Слайд 14Социальная структура
Духовная жизнь
Московское царство
Российская империя
Начало закрепощения крестьянства.
Поддержка дворянства, купечества
Крестьянство
при Петре I стало ресурсом для его преобразований и реформ,
подверглось жестокому обращению практически в рабское положение.
Подчинение государственным интересам всех групп населения
Слайд 15«Прорубил» окно в Европу 1697-1698 гг.
Регулярная армия
1701-1711 гг.
Основание Санкт-Петербурга
1703 г.
Военно-морской флот 1696 г.
Новшества в результате петровских реформ
1712 г-
столица Российской империи
Слайд 16Россия была разделена
на 8 губерний
Московская
Ингерманландская
Киевская
Смоленская
Архангелогородская
Азовская
Сибирская
Казанская
Слайд 17Россия была разделена
на 8 губерний
Московская
Киевская
Смоленская
Азовская
Петербургская
Слайд 18 Изменения в Государственной геральдике
До Петра Первого
При Петре Первом
При ПетреI Россия стала империей (1721 г.). В герб Петр
I внес свои изменения: короны стали императорские, их соединила синяя лента. На груди орла появилась цепь с орденом Андрея Первозванного. Орел стал изображаться черным, а не золотым по примеру европейских государств.
Слайд 1911 декабря 1699 года- учрежден флаг Российского военно-морского флота
Андреевский флаг
Первый
российский орден учреждён Петром I в 1698 году
Императорский орден
Святого апостола
Андрея Первозванного
Слайд 20В 1722 г. Петр Первый подписал Указ о престолонаследии.
Указ отменял
древний обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии
и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха, исходя из интересов государства.
Слайд 2119 декабря 1699 года по старому стилю Петр I издал
указ, согласно которому новый год в России начинался 1 января.
20 января 1700 года Петр I издал еще один указ:
«0 праздновании нового года и в знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым Годом...».
Согласно документу еловыми и сосновыми ветками украшались улицы и дома, в городах устраивались фейерверки.. .
Слайд 22Первая русская газета «Ведомости», 1703 г.
Гражданская азбука
( гражданский шрифт),
1710 г.
Кунсткамера-музей редкостей, 1714 год
Первая российская академия наук, 1724
г.
Слайд 23Мужская одежда
До Петра I
При Петре I
Кафтаны и шубы
до полу.
Высокие меховые шапки
Сапоги
Камзол
Шляпы-треугольники
Узкие штаны, чулки и ботинки
Слайд 24Женская одежда
До Петра I
При Петре I
Свободное платье застегнутое
до шеи.
На ногах сапожки
Платье с узкой талией, пышной юбкой и
большим вырезом на груди.
На ногах туфли
Слайд 25 Женщинам мода на парики очень понравилась, служивые восприняли ее как
обязанность, духовенство от нее наотрез отказалось.
Согласно указу 1705 года все
мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы.
Слайд 26 Проводить преобразования одновременно необыкновенно трудно. Это требовало больших усилий и
материальных затрат.
Начиная с 1704 года, Пётр вводит бесчисленное количество налогов:
мельничный, погребной, пчелиный, с извозчиков, с трубных печей, банный, конский, налог на рождение ребенка, с продажи съестного, налог на бороду, налог на усы, налог на питьевую воду и т.д.
Петр Первый ввел паспорта и подорожные грамоты, которые помогали властям собирать налоги и контролировать рекрутскую повинность.
Слайд 27 Все дворяне и духовенство отныне должны были получать образование. Успех
дворянской карьеры зависел теперь от этого напрямую.
В школе
обязательно учили письму, арифметике, геометрии, латинскому языку, Закону Божьему
Ученье через силу
Обучение дворянства и духовенства было принудительным, противившимся ему грозила военная служба и налоги, а тем, кто не окончил обучения, нельзя было вступить в брак.
Без аттестата свадьбы не будет!!!!!!
Слайд 30Задание по теме «Реформы Петра Первого»
Прочитайте текст и вставьте пропущенные
слова.
1. Вместо Боярской думы был образован .............,ставший высшим правительствующим учреждением.
Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы .................., работа которых была более эффективной.
3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал .................... .
4. Страна была разделена на 8 .................., которые, в свою очередь, были поделены на провинции.
5. С принятием в 1722 году ............................, все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.
Слайд 31Выполнить задание
Распределите указанные ниже реформы Петра I по их
видам
Слайд 321. Вместо Боярской думы был образован .............,ставший высшим правительствующим учреждением.
Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
2. Вместо
нескольких громоздких приказов были созданы .................., работа которых была более эффективной.
3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал ........ .
4. Страна была разделена на 8 .................., которые, в свою очередь, были поделены на провинции.
5. С принятием в 1722 году ............................, все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Воинская служба отделена от гражданской.
Сенат
Коллегии
Синод
Губернии
«Табеля о рангах»
Слайд 33Выполнить задание
Распределите указанные ниже реформы Петра I по их
видам
Слайд 34Экономические реформы
2. Денежная реформа
4 .Создание мануфактур
6. Открытие биржы
9.Развитие горнорудной промышленности
12.
Налоговая реформа
21. Введение нового таможенного тарифа
27. Поиск руд и полезных
ископаемых
Слайд 35Военные реформы
1. Создание регулярной армии
3. Рекрутские наборы в армию
8. Создание
военно-морского флота
24. Создание воинского и морского Устава
Слайд 36Политические реформы
(государственно-административные)
5.Создание Сената
7.Создание коллегий
10. Разделение России на
8 губерний и 50 провинций.
14. Завоевания выхода в Балтийское море
18.
Создание органов городского самоуправления
26. Создание «Табеля о рангах»
25.Основание Санкт-Петербурга
Слайд 37Духовно-культурная (образовательная) реформа
11.Обучение дворянских детей
13. Введение гражданской азбуки
15.Появление печатной газеты
«Ведомости»
16. Создание первого общедоступного театра
17. Открытие математических школ
19.
«Юности честное зерцало – наставление о правилах поведения в обществе»
20. Введение нового
летоисчисление от Рождества Христова
23. Открытие морской Академии
25. Основание
Санкт-Петербурга
29. Учреждение первого музея «Кунсткамера»
30. Открытие первой публичной библиотеки
22.Учреждение Академии Наук
Слайд 39 Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить.
Как
бы мы не относились к методам и способам проведения реформ,
нельзя не признать: Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.
Слайд 40Споры о личности Петра Первого.
Историки , поэты, писатели
о
Петре Первом.
А.Н. Толстой
А.С. Пушкин
Н.М.Карамзин
Слайд 41СЛОВАРЬ
Реформатор – человек, осуществляющий реформы, преобразователь.
Патриот- человек, который любит свое
Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во
имя интересов своей Родины.
Деспот – самовластный правитель, подавляющий чужие желания, самодур
Тиран -угнетатель, мучитель, деспот.
Самопожертвование -жертвование своими личными интересами ради других.
Слайд 42 Царь Петр Алексеевич высокого роста, скорее худощавый чем полный; волосы
у него густые короткие, темно-каштанового цвета, глаза большие, с черными
длинными ресницами, рот хорошей формы; выражение лица прекрасное, с первого взгляда внушающее уважение…
Внешность
Слайд 43Двойной трон
Петра и Ивана
Царевна
Софья Алексеевна
Слайд 44Образование
Петр был предоставлен сам себе и, подвижный и энергичный, много
времени поводил в играх со сверстниками.
Позднее ему было позволено создать
собственные «потешные полки», с которыми разыгрывал сражения и маневры и которые впоследствии стали основой русской регулярной армии.
Слайд 45Царь Алексей Михайлович
Царь Петр Алексеевич
РОМАНОВЫ
Слайд 46Царевич Алексей
Петр Первый был уверен, что царевич Алексей готовил
заговор против него.
Алексей был не способен к государственной деятельности.
Он писал
отцу, что отрекается от престола и готов идти в монастырь.
Слайд 47Картина
«Петр I допрашивает царевича Алексея
в Петергофе».
1871 год
Слайд 48 Во время писания картины «Петр Первый и царевич Алексей» я
питал симпатии к Петру, но затем, изучив многие документы, увидел,
что симпатии не может быть.
Н.Н. Ге.
Русский художник
(1831-1894гг.)
Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал.
Слайд 49В 1832 году по поручению Николая Первого
А.С. Пушкин
начинает писать
«Историю Петра I»
Для этой цели Пушкину были предоставлены
архивы империи, тайные документы.
Слайд 50 Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными
его указами.
Первые суть ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые
жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом.
Первые были для вечности или, по крайней мере, для будущего,- вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика.
Слайд 51 А.С. Пушкин называет многие указы Петра I
«тиранскими», жестокими».
Ослушание приказов «юфть для обуви делать не с дегтем, а
с ворваньем» и «делать полотна широкие вместо узких» карается конфискацией и галерами.
Поражает контраст между незначительностью преступления и жестокостью наказания.
Слайд 52 «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях
гражданами России –виною Петр!
Он велик без сомнения, но еще
мог бы возвеличиться, больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей».
Карамзин
Николай Михайлович
Слайд 53
«Петр делал историю, но не понимал ее. Чтобы защитить Отечество
от врагов, он опустошил его больше всякого врага…
Ключевский
Василий Осипович
После него государство стало сильнее, а народ-беднее».
Слайд 55ЗАДАНИЕ
I группа
II группа
1.Прочитать отрывок
повести «День Петра» А.Н. Толстого .
2.Ответить на вопросы.
1.Прочитать отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава».
2.Ответить на
вопросы.
Слайд 56Сегодня на уроке я понял, что Петр Первый.........
Слайд 57«О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На
высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
Памятник ПетруI
на Сенатской площади
в Санкт-Петербурге.
Автор: Этьен Морис Фальконе.
1782 г.
А.С. Пушкин «Медный всадник»
Слайд 58Реформы Петра Великого и сейчас приносят плоды.
В настоящее время популярность
Петра I в России остается необычайно большой. Пример этого поистине
великого человека до сих пор вдохновляет лидеров Российского государства.
То, что создано было Петром,
осталось на благо Отечества.