Разделы презентаций


Культура России первой половины XIX века 10 класс

Музыка занимала особое место в жизни российского общества первой половины XIX в. Музыкальное образование было необходимым компонентом воспитания и просвещения молодого человека. Музыкальная жизнь России была достаточно насыщенной.. В обществе усилился

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Культура России первой половины XIX века

Культура России первой половины XIX века

Слайд 2Музыка занимала особое место в жизни российского общества первой половины

XIX в. Музыкальное образование было необходимым компонентом воспитания и просвещения

молодого человека. Музыкальная жизнь России была достаточно насыщенной.
. В обществе усилился интерес к камерным и публичным концертам. В 1802 г. было основано Русское Филармоническое общество. Для широкой публики становятся доступными ноты.


В первые десятилетия XIX в. большое распространение получила камерно-вокальная музыка. Особенной любовью слушателей пользовались романсы А.А.Алябьева («Соловей»), А.Е.Варламова («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица мете г...» и др.), (романсы, песни в народном стиле — «Колокольчик», «Вьется ласточка сизокрылая...» А.Л.Гурилева). Оперный репертуар русских театров в начале века состоял преимущественно из произведений французских и итальянских композиторов. Русская опера развивалась главным образом в жанре былинного характера. Лучшим представителем этого направления был А.Н.Верстовский, автор оперы «Аскольдова могила» (1835), а также нескольких музыкальных баллад и романсов («Черная шаль» и др.). В операх и балладах А.Н.Верстовского сказалось влияние романтизма. В опере «Аскольдова могила» отражалось характерное для романтического искусства обращение к историческим сюжетам и эпосу, который фиксировал представление народа о своем прошлом.

Музыка занимала особое место в жизни российского общества первой половины XIX в. Музыкальное образование было необходимым компонентом

Слайд 3Приблизиться к уровню великих творений западноевропейских композиторов — Баха, Гайдна,

Моцарта, Бетховена и др. можно было только на основе глубокого

освоения народно-национального мелодизма с одновременным его преображением в русле основных завоеваний европейской музыкальной культуры. Эта работа началась еще в XVIII в. (Е.Формин, Ф.Дубянский, М.Соколовский) и с успехом продолжалась в первые десятилетия XIX в. А.Алябьевым, А.Гурилевым, А.Варламовым, А.Верстовским. Однако начало нового (классического) периода в развитии русской музыки связано с именем М.И.Глинки.
Приблизиться к уровню великих творений западноевропейских композиторов — Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. можно было только

Слайд 4А.А. Алябьев
Александр Александрович Алябьев (15.08.1787 - 06.03.1851) - русский композитор
Получил

хорошее домашнее образование, возможно, брал уроки фортепиано у знаменитого Джона

Филда (1782–1837).

Яркая фигура Алябьева многократно запечатлена в воспоминаниях современников и в художественных произведениях.
Наследие Алябьева велико по объёму и разносторонне. Центральное место в нём занимает вокальная лирика – более 180 романсов и песен, некоторые из которых стали классическими (прежде всего, «Соловей», по преданию, сочиненный во время заключения в крепости в 1827 году).
Среди камерно-инструментальных сочинений – квинтеты, квартеты, трио, сонаты, вариации и т.д. Перу Алябьева принадлежит также пять одночастных симфоний, ряд концертных увертюр, произведений для солирующих инструментов с оркестром, танцевальных сюит и т.д.
Его театральное наследие охватывает все бытовавшие в ту эпоху жанры: оперу (шесть опер, из которых полностью завершены три, а поставлена только «Лунная ночь»), балет, музыку к водевилям (около двадцати, в том числе десять опер-водевилей), сценическую кантату, музыку к драматическим спектаклям (трагедиям, комедиям, драмам, в том числе к московской премьере «Русалки» Пушкина, к «Буре» и «Виндзорским проказницам», среднеазиатских. Шекспира и т.д.).

А.А. АлябьевАлександр Александрович Алябьев (15.08.1787 - 06.03.1851) - русский композиторПолучил хорошее домашнее образование, возможно, брал уроки фортепиано

Слайд 5Алябьев составил, аранжировал и опубликовал несколько сборников народных песен и

инструментальных мелодий – как русских и украинских, так и кавказских,

татарских, среднеазиатских.
Алябьев - автор духовной музыки – более ста произведений, среди которых выделяется масштабная «Литургия концертного типа».
Но всё же именно песни и романсы принесли композитору славу «русского Шуберта».

Александр Александрович Алябьев (1787 - 1851

Алябьев составил, аранжировал и опубликовал несколько сборников народных песен и инструментальных мелодий – как русских и украинских,

Слайд 6М.И.Глинка
М.И.Глинка (1804-1857) принадлежал к дворянской фамилии из Смоленской губернии.
Первые музыкальные

впечатления Глинка получил от крепостного оркестра своего дяди. Русские народные

песни, услышанные в детстве, оказали большое влияние на характер музыкальных произведений Глинки. В конце 20-х - начале 30-х XIX в. Глинка создал ряд выдающихся вокальных произведений, в том числе такие романсы, как «Ночной зефир» (стихи А.С.Пушкина, 1834), «Сомнение» (1838), «Я помню чудное мгновенье...» (1840). Выдающимся событием в музыкальной жизни России явилась постановка в 1836 г. оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В лице костромского крестьянина Ивана Сусанина композитор показал величие простого народа, его мужество и стойкость. Новаторство Глинки состояло в том, что представитель русского народа, русский крестьянин стал центральной фигурой музыкального повествования. Народно-героический пафос получил яркое воплощение на основе виртуозной техники и большого разнообразия вокально-инструментальных партий. Опера «Жизнь за царя» стала первой классической русской оперой, которая положила начало мировому признанию русской музыки. Великосветское общество довольно сухо встретило оперу, но истинные ценители искусства восторженно приветствовали спектакль. Поклонниками оперы были А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, В.Ф.Одоевский и др.
М.И.ГлинкаМ.И.Глинка (1804-1857) принадлежал к дворянской фамилии из Смоленской губернии.Первые музыкальные впечатления Глинка получил от крепостного оркестра своего

Слайд 7Вслед за первой оперой Глинка написал вторую — «Руслан и

Людмила» (1842) по сказке А.С.Пушкина. На стихи Пушкина Глинка написал

ряд замечательных романсов, и поныне пользующихся широкой известностью. Романс «Я помню чудное мгновенье» убеждает, насколько музыкальный стиль Глинки был близок пушкинской лирике. Глинка явился автором инструментальных пьес, симфонической поэмы «Камаринская». Трудно переоценить вклад Глинки в развитие русской национальной музыки. Глинка — родоначальник жанров отечественной профессиональной музыки. Он создал национальную русскую оперу, русский романс. Глинка был первым русским музыкальным классиком. Он был основоположником национальной школы в музыке.
Вслед за первой оперой Глинка написал вторую — «Руслан и Людмила» (1842) по сказке А.С.Пушкина. На стихи

Слайд 8А.С.Даргомыжский
А.С.Даргомыжский (1813-1869) — ученик М.И.Глинки. Для его творчества характерна

большая драматическая напряженность (опера «Русалка», 1856). Даргомыжский брал сюжеты из

обыденной жизни и выбирал своими героями простых людей. Русская интеллигенция приветствовала оперу Даргомыжского «Русалка», где изображалась горькая участь крестьянской девушки, обманутой князем. Это произведение было созвучно общественным настроениям пред реформенной эпохи. Даргомыжский выступил новатором в музыке. Он привнес в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности. Именно в опере Даргомыжского «Каменный гость» появился мелодичный речитатив. Декламационная форма пения оказала большое влияние на последующее развитие русской оперы.
А.С.Даргомыжский А.С.Даргомыжский (1813-1869) — ученик М.И.Глинки. Для его творчества характерна большая драматическая напряженность (опера «Русалка», 1856). Даргомыжский

Слайд 9АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ ВАРЛАМОВ
Русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился

в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В

девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге. С 1823 жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период сблизился с М. И. Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец. Расцвет творчества приходится на московский период жизни Варламова (1832–1844).

Удачный композиторский дебют в пьесе А. А. Шаховского Рославлев (1832) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому "Гамлету" по заказу знаменитого актера П.С.Мочалова (1837), поставил в Москве свои балеты "Забавы султана" (1834) и "Хитрый мальчик и людоед" (1837) и т.д. В начале 1830-х годов появляются первые романсы и песни Варламова; всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них "Красный сарафан", "Что отуманилась, зоренька ясная", "Не шумите, ветры буйные" (изданы в 1835–1837). Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки), в 1849 издал свою "Полную школу пения"; в 1834–1835 издавал журнал «Эолова арфа», куда входили романсы и фортепианные произведения, его собственные и других авторов.

АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ ВАРЛАМОВ Русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801

Слайд 10Александр Львович Гурилёв
Александр Львович Гурилёв (22 августа (3 сентября) 1803,

Москва ― 30 августа (11 сентября) 1858, там же) ―

русский композитор, сын Л. С. Гурилёва.
Первые уроки музыки получил от отца ― крепостного на службе графа В. Г. Орлова, игре на фортепиано учился у Джона Филда, теории музыки ― у И. И. Геништы

Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также в квартете князя Голицына. В 1831, после смерти Орлова, вместе с отцом получил вольную и отправился в Москву, где вскоре стал известен как композитор, пианист и педагог. Сблизившись с представителями московской интеллигенции ― художниками и писателями, Гурилёв пишет романсы на стихи Грекова, Кольцова, Макарова, быстро приобретающие популярность. Некоторые из них были опубликованы известным издателем Бернардом в музыкальных журналах. Наиболее известные романсы Гурилёва ― «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Романс на слова Щербины «После битвы» был очень популярен на флоте с Крымской войны, и, став народным, был переработан в одну из популярнейших песен «Раскинулось море широко», имеющей многие последующие вариации.

Александр Львович ГурилёвАлександр Львович Гурилёв (22 августа (3 сентября) 1803, Москва ― 30 августа (11 сентября) 1858,

Слайд 11Ему также принадлежит множество сочинений для фортепиано ― инструмента, которым

Гурилёв хорошо владел: вариации, фантазии (в том числе на тему

романса Варламова «На заре ты её не буди», а также из опер и др.), небольшие салонные пьесы. Несмотря на успех сочинений, композитор провёл почти всю жизнь в бедности, зарабатывая частным преподаванием и корректурой нот. В последние годы жизни был парализован и страдал психическим заболеванием.
Основной жанр творчества Гурилёва ― вокальная лирика. Его романсы проникнуты романтическими, сентиментальными настроениями, тонким лиризмом, в них сильно влияние русской народной традиции. Ясная мелодия, кантилена сближает Гурилёва с Глинкой, с другой стороны, ряд романсов в драматически-декламационном стиле предвосхищает творчество Даргомыжского, Мусоргского и Чайковского. Немаловажной составляющей вокальных сочинений Гурилёва является тщательно разработанная фортепианная партия.
Ему также принадлежит множество сочинений для фортепиано ― инструмента, которым Гурилёв хорошо владел: вариации, фантазии (в том

Слайд 12История музыки первой половины XIX в. свидетельствует о том, что

идет дальнейшее освоение жанров, появление новых приемов и средств музыкальной

выразительности, освоение музыкального наследия народа. Главным итогом этого периода является возникновение музыкальной классики, создание русской национальной школы в музыке:
История музыки первой половины XIX в. свидетельствует о том, что идет дальнейшее освоение жанров, появление новых приемов

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика