Слайд 1Культура России
в кон. XIX – нач. ХХ вв.
Слайд 3ВАЖНЕЙШИЕ
СОБЫТИЯ ЭПОХИ,
ПОВЛИЯВШИЕ
НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ
конца XIX –
начала ХХ вв.
Слайд 4Научные открытия, изменившие представления о мире
1894 г. – начало царствования
Николая II
начало ХХ в. – мировой экономический кризис
начало ХХ в.
– создание политических партий
начало ХХ в. – массовые антиправительственные выступления, в ходе которых выдвигаются политические лозунги
1904 – 1905 гг. – русско-японская война.
1905 – 1907 гг. – первая русская революция.
1906 г. – создание Государственной Думы – первого российского парламента
1906 – 1915 гг. – аграрная реформа Столыпина
1914 г. – начало Первой мировой войны;
1917 г. – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция
Слайд 5ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА
ПОД НАТИСКОМ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ РУШАТСЯ ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ
ВОЗНИКАЕТ РАСТЕРЯННОСТЬ, ТРЕВОЖНОЕ ЧУВСТВО НАДВИГАЮЩЕЙСЯ КАТАСТРОФЫ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И
ЗЛЕ, ИСТИНЕ И ЛЖИ, ПРЕКРАСНОМ И БЕЗОБРАЗНОМ, КОТОРЫМИ ЖИЛИ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ, НАЧИНАЮТ КАЗАТЬСЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМИ, ТРЕБУЮЩИМИ ПЕРЕСМОТРА
ФИЛОСОФЫ, УЧЁНЫЕ, ЛИТЕРАТОРЫ, ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА ИЩУТ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, НЕ ИМЕВШИЕ ОЧЕВИДНЫХ РЕШЕНИЙ
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРЕЖИВАЛА УДИВИТЕЛЬНЫЙ РАССЦВЕТ
Слайд 6ГОРОДСКАЯ ЖИЗНЬ
В НАЧАЛЕ ХХ В. В РОССИИ БЫЛО 29 ГОРОДОВ
С НАСЕЛЕНИЕМ БОЛЕЕ 100 ТЫС.
В ГОРОДАХ ПОЯВЛЯЕТСЯ
ВОДОПРОВОД
КАНАЛИЗАЦИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ (НА ЦЕНТРАЛЬНЫХ
УЛИЦАХ И В ДОМАХ)
ТРАМВАИ
МНОГОЭТАЖНЫЕ ДОМА
ОДНАКО БОЛЬШИНСТВО ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ СОХРАНЯЮТ ТРАДИЦИОННЫЙ, СЕЛЬСКИЙ ОБЛИК
Слайд 8ОДНАКО БОЛЬШИНСТВО ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ СОХРАНЯЮТ ТРАДИЦИОННЫЙ, СЕЛЬСКИЙ ОБЛИК
Слайд 10СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
РУССКИЙ КРЕСТЬЯНИН БЫЛ ТЕСНО СВЯЗАН С ОБЩИНОЙ
Слайд 11СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
ТРУДОВАЯ ЖИЗНЬ НАЧИНАЛАСЬ С 9 ЛЕТ
Слайд 12СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
КРЕСТЬЯНЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РУКОВОДСТВОВАЛИСЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СПРАВЕДЛИВОСТИ, А
НЕ ЗАКОНОМ. ТАК КАК НЕ ЗНАЛИ ЗАКОНОВ В СИЛУ НЕГРАМОТНОСТИ
ЖИЗНЕННЫЙ
ЦИКЛ КРЕСТЬЯН БЫЛ ТЕСНО СВЯЗАН С ПРИРОДОЙ (СМЕНА ВРЕМЁН ГОДА, ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ)
Слайд 13СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
ПЕРЕХОД ОТ ОДНОГО ГОДОВОГО ОТРЕЗКА, А ВМЕСТЕ С НИМ
И ОТ ОДНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ДРУГОМУ, ОТМЕЧАЛСЯ В НАРОДНОМ
КАЛЕНДАРЕ ПРАЗДНИКАМИ, СОПРОВОЖДАВШИМИСЯ ОПРЕДЕЛЁННЫМИ ОБРЯДАМИ. ЭТИ ПРАЗДНИКИ ПОЯВИЛИСЬ ЕЩЁ В ДОХРИСТИАНСКИЕ ВРЕМЕНА
Слайд 14СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
В СОЗНАНИИ КРЕСТЬЯН СОЧЕТАЛАСЬ ХРИСТИАНСКАЯ НАБОЖНОСТЬ С ВЕРОЙ В
ДОМОВОГО, ЛЕШЕГО, РУСАЛОК И ПР. НИЗШИХ ЯЗЫЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Слайд 15СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
ПОСЛЕ СБОРА УРОЖАЯ КРЕСТЬЯНЕ ЗАНИМАЛИСЬ ПРОМЫСЛАМИ: ПРЯДЕНИЕМ, ТКАЧЕСТВОМ И
ДР. ВИДАМИ РЕМЕСЛА
Слайд 16ОСНОВНАЯ МАССА НАСЕЛЕНИЯ,
В ТОМ ЧИСЛЕ И ГОРОДСКОГО,
ПРОДОЛЖАЛА СУЩЕСТВОВАТЬ
В РАМКАХ ТРАДИЦИОННОЙ
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Слайд 17ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
ТАК НАЗЫВАЕТСЯ ОБРАЗОВАННАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЮЩАЯСЯ УМСТВЕННЫМ ТРУДОМ.
ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ЧЕРТОЙ
РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ БЫЛО ТО, ЧТО ОНА АКТИВНО УЧАСТВОВАЛА В ОБЩЕСТВЕННОЙ
ЖИЗНИ
Слайд 18ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
РУССКУЮ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ ВОЛНОВАЛА СУДЬБА НАРОДА, РАДИ БЛАГА КОТОРОГО
ИНТЕЛЛИГЕНТЫ БЫЛИ
ГОТОВЫ К САМОПОЖЕРТВОВАНИЮ
Слайд 19ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
ВЫРАЖЕНИЕ ОДОБРЕНИЯ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ИНТЕЛЛИГЕНТСКОЙ СРЕДЕ СЧИТАЛОСЬ ДУРНЫМ ТОНОМ
РУССКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ БЫЛ СВОЙСТВЕНЕН ГУМАНИЗМ
НО, НЕСМОТРЯ НА ЭТО, МНОГИЕ ИНТЕЛИГЕНТЫ ОТКРЫТО
ПОДЧЁРКИВАЛИ СВОЁ СОЧУВСТВИЕ «БОМБИСТАМ», СОВЕРШАВШИМ ПОКУШЕНИЯ НА ВЫСШИХ ЧИНОВНИКОВ
Слайд 20ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
В марте 1909 г. в Москве был издан сборник статей
русских философов начала XX века о русской интелли-генции и её
роли в истории России – «Вехи».
Сборник получил широкий общественный резонанс и к апрелю 1910 г. выдержал четыре переиздания общим тиражом 16 000 экземпляров.
Слайд 21ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
Авторами статей были Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Б.
А. Кистяковский,
П. Б. Струве и др.
Выпуск сборника организовал известный литературовед,
публицист и философ М. О. Гершензон.
Слайд 22
Главными вопросами,
обсуждавшимися авторами,
были следующие:
оценка русской революции;
роль интеллигенции в революции
и ответственность интеллигенции за призывы к насилию;
отношение либералов к наследию
революционных демократов
Слайд 23
Авторы возлагали на интеллигенцию ответственность и вину за жертвы
революции
Слайд 25Декаданс – (от позднелатинского decadentia — упадок) — общее наименование
кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX
вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма.
Слайд 26Сложное и противоречивое явление, источником которого явился кризис общественного сознания,
растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности.
Отказ искусства от
политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества.
Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.
Слайд 28Символизм (греч. symbolon – знак, символ) – одно из крупнейших
направлений
в искусстве 1870–1910-х гг. (в литературе, музыке и живописи),
Возник во
Франции и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, а также в Бельгии и России.
универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни того времени.
Слайд 29Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и
само отношение к нему.
Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм
и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.
Слайд 30М. Волошин и др.
В. Брюсов
К. Бальмонт
В. Иванов
Русские
символисты
Слайд 31Поэтика намека и иносказания;
Эстетизация смерти как бытийного начала;
Знаковое наполнение обыденных
слов;
Апология мига, мимолетности, в которых отражается Вечность.
Стремление создать картину идеального
мира, существующего по законам вечной Красоты;
Отношение к слову как к многосмысленному посланию, как к семантически труднопередаваемой вести, как к шифру некоей духовной тайнописи;
Глубокий историзм, с позиции которого видятся и события современности;
Изысканная образность, музыкальность и легкость слога.
Характерные черты
символизма
Слайд 32Акмеизм (греч. acme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) –
литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века
в России.
Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Слайд 33Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой
которого являлся организатор
акмеизма
Н. С. Гумилёв.
В этом направлении творили также
А. Ахматова
О. Мандельштам
и др.
Слайд 34Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности,
вещности, «радостного любования бытием»;
Стремление придать слову определенное, точное значение, основывать
произведения на конкретной образности, требование «прекрасной ясности»(«кларизма»);
Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
Поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.
Характерные черты
акмеизма
Слайд 35Футуризм (лат. futurum – будущее)
– направление в литературе и
изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века.
Известные русские футуристы
В. Маяковский
В.
Хлебников
Б. Пастернак, А. Блок и др.
Слайд 36Культ техники, индустриальных городов;
Отрицание гармонии как принципа искусства;
Словесные деформации, напряженный
интерес к «самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;
Абсолютизация динамики
и силы, творческого произвола художника;
Пафос эпатажа.
Характерные черты
футуризма
ЭПАТАЖ – умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, производимые с целью привлечения к себе внимания.
Слайд 39Импрессионизм - (фр. Impressionnisme,— впечатление) — направление в искусстве, зародившееся
во Франции, во второй половине XIX века.
Обычно под термином «импрессионизм»
подразумевается направление в живописи, хотя его идеи нашли своё воплощение и в других видах искусства, например, в музыке.
Слайд 40Импрессионизм — двойная революция в живописи: в видении мира и
в живописной технике.
В живописи импрессионизма — мир движущийся, эфемерный, ускользающий,
поэтому акцент — на это уходящее мгновение, на настоящее.
Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.
Слайд 41Русские импрессионисты
К. Коровин
И. Грабарь
В. Серов и др.
Слайд 42Портреты:
И. Левитана (1893 г.),
Н. Римского-Корсакова (1898 г.),
М. Морозова (1901 г.),
Николая
II (1902 г.),
В.А. Серов
«Девочка с персиками»
(1887 г.),
«Девушка, освещенная солнцем»
(1888),
Слайд 44Особое место в живописи заняло творчество К. С. Петрова-Водкина.
«Купание
красного
коня»
Слайд 45Некоторые художники работали в стиле примитивизма:
Марк Шагал
М.Ф. Ларионов
«Солдат на коне»
П.
Филонов и др.
Слайд 46Казимир Малевич считается одним из основателей абстрактной живописи.
«Чёрный
квадрат»
«Дровосек»
Слайд 47На обороте картины надпись авторская чернилами:
Казимир Малевичъ
заумная картина
«Дама иг. на
рояле»
«Дама у рояля»
Слайд 48Появление искусства авангарда (в переводе с французского – «передовой») знаменовало
собой утверждение модернизма, для которого характерен разрыв с традициями реализма.
Слайд 49Предметом творческой мысли становится не реальность, а её отражение в
сознании художника.
Слайд 50Центром поиска новых форм в искусстве стала редакция журнала «Мир
искусства».
Слайд 51Художники (В.А. Серов, А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Н.К. Рерих, Л.С.
Бакст, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев) проповедовали «чистое и свободное искусство»
Слайд 52Художники (В.А. Серов, А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Н.К. Рерих, Л.С.
Бакст, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев) проповедовали «чистое и свободное искусство»
Слайд 55РУССКИЕ СЕЗОНЫ
В 1909 – 1912 гг.
С.П. Дягилев организовал в Париже
Русские сезоны балета.
Зрители были удивлены и покорены не только танцевальным
искусством солистов и кордебалета, но и живописностью костюмов и декораций
Слайд 56РУССКИЕ СЕЗОНЫ
Мастера балета
А.П. Павлова,
Т.П. Карсавина,
В.Ф. Нижинский
очаровали публику.
Костюмы и декорации к
спектаклям готовили художники
А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих и др.