Слайд 1Культурная жизнь
СССР в
1920-х гг.
МБОУ СОШ №12
г. Новосибирск
учитель ВКК
Стадничук
Т.М.
Слайд 2Ликвидация неграмотности
Среди врагов социалистической революции В.И. Ленин называл неграмотность :
в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди
населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.
Ликвидация неграмотности — массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой.
Слайд 3Ликвидация неграмотности
В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность"
под председательством М.И. Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации
неграмотности - ликбезы
Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет.
Слайд 4Народное образование
30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой
трудовой школе РСФСР» В основу положен принцип бесплатного обучения.
Декретом
СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне. Созданы рабфаки.
Слайд 5Власть и интеллигенция:
вопрос об отношении к революции
В расцвете творческих сил
встретили пролетарскую революцию корифеи культуры Серебряного века
1. Одни поняли,
что искусство будет поставлено под контроль новой власти . Ценя превыше всего свободу творчества, избрали удел эмиграции
И.А. Бунин
А.И. Куприн
К.Д. Бальмонт
М.З. Шагал
Ф.И. Шаляпин
А.К. Глазунов, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов, И.Е. Репин и др.
Слайд 6Власть и интеллигенция
2. Другие деятели ушли в глубокую духовную оппозицию,
продолжили традиции русского инакомыслия.
А.А. Ахматова
М.А. Булгаков
Е.И Замятин
М.М. Пришвин
О.Э. Мандельштам
М.А. Волошин
В.Э. Мейерхольд
Слайд 7Власть и интеллигенция
3. Многим казалось, что революция как очистительная сила
грозы омолодит страну, разбудит созидающие силы.
В.В. Маяковский
«Ода революции», «Левый марш»
ЛЕВЫЙ
МАРШ
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
Слайд 8Власть и интеллигенция
ДВЕНАДЦАТЬ
… Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить
-
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить!
Эх ты, горе-горькое,
Сладкое житье!
Рваное
пальтишко,
Австрийское ружье!
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови! …
А. А. Блок
«Двенадцать»
Слайд 9Власть и интеллигенция
К.С. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде»
Слайд 10Власть и интеллигенция
Б.М. Кустодиев «Большевик»
Слайд 11Власть и интеллигенция
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству ученых, особенно тех.
Кто способствовал укреплению обороны и экономики страны и имел мировое
признание.
Н.Е. Жуковский Самолетостроение
Н.И. Вавилов
Генетика
К.Э. Циолковский
Космонавтика
Н.Д. Зелинский
Химия
К.А. Тимирязев
Растениеводство
И.П. Павлов
Физиология
И.В. Мичурин
Биология
Слайд 12Партийный контроль над духовной жизнью
После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль
над духовной сферой жизни общества. В августе 1921 г. была
«разоблачена» Петроградская боевая организация. По обвинению в принадлежности к ней были расстреляны Н. Гумилев, М.Тихвинский и др. деятели науки и культуры.
Николай Гумилев
Слайд 13Партийный контроль над духовной жизнью
Осенью 1922 г. из советской России
было выслано около 200 неугодных власти интеллектуалов: в их число
входили инженеры, экономисты, врачи, писатели, журналисты, юристы, философы, преподаватели... На двух пароходах тогда уместились почти все русские философы.
«Философский
ПАРОХОД»
Слайд 14Партийный контроль над духовной жизнью
Л. Д. Троцкий: «Мы этих
людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а
терпеть было невозможно».
Н.С. Булгаков
философ
П. Сорокин
социолог
И.А. Ильин
философ
Н.О. Лосский
философ
Слайд 15Партийный контроль над духовной жизнью
Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О
политике партии в области художественной литературы» 18 июня 1925 г.
Таким
образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства.
1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).
Слайд 16«Сменовеховство»
Идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в
среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от
сборника «Смена вех», вышедшего в Праге в июле 1921 году.
Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России.
Слайд 17«Сменовеховство» - результаты
Отношение большевиков:
Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло
расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти.
Возвратились на Родину:
А.Н. Толстой
С.С. Прокофьев
М.И. Цветаева
М. Горький
Слайд 18Государство и церковь
Борьба с религией была вызвана не только атеистическими
воззрениями партийных лидеров, но и стремлением убрать конкурента из духовной
сферы.
21 января 1918 г. - опубликован декрет об отделении школа была отделена от церкви, а церковь - от государства.
Послужил основой для полного произвола по отношению к церкви и священнослужителям
Слайд 19Государство и церковь
Повсеместное закрытие храмов;
Конфискация имущества церкви для революционных нужд;
Аресты
священнослужителей;
Лишение их избирательных прав;
Дети из семей духовенства лишались возможности получить
специальное или высшее образование.
Церковь Святого Николая, Харьков 1929 г.
Слайд 20Государство и церковь
Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова
в русской земле… всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной
брани… Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это –поистине дело сатанинское..
Заклинаем и всех вас, верных чад Православной церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение …
Патриарх Тихон
Слайд 21Государство и церковь
В 1922 г. - имущество церкви было реквизировано
в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих.
В ответ в феврале 1922 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в грабеж церковного имущества.
Слайд 22Государство и церковь
Усилилась антирелигиозная пропаганда, был создан Союз воинствующих безбожников,
стал выпускаться журнал «Безбожник». В 1925 г., после смерти Тихона
в тюрьме, выборы патриарха были запрещены. Петр, взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки.
Слайд 23«Новое искусство»
В 20 - е г. в начала складываться «пролетарская
культура», ставившая задачу сформировать новую культуру.
В 1925 г. оформилась
Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Она требовала оценивать произведения с точки зрения не художественных достоинств, а социального происхождения авторов.
Вс. Иванов «Сопки»
А.С. Серафимович
«Железный поток»
М.А. Шолохов «Донские
рассказы»
Д.А. Фурманов «Чапаев»
К.А. Тренев «Любовь Яровая»
Слайд 24«Новое искусство»
Невозможно уложить в жесткие рамки литературных направлений творчество еще
одного большого поэта того времени – Сергея Александровича Есенина. Широта
и многогранность – непременное свойство всякого настоящего таланта. Наряду с лирикой (сборники «Радуница», «Сельский часослов»), привлекала внимание поэта и современная ему социальная реальность (поэмы «Баллада о двадцати шести», «Анна Снегина»).
Слайд 25«Новое искусство»
Востребованным жанром в годы НЭПа стала сатира. Она обнажала
противоречия времени, которое меняло, часто в не лучшую сторону, характеры
людей и их души.
Сатирическая литература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев» (1928 г.) и «Золотой теленок» (1931 г.) и др.
Слайд 26«Новое искусство»
В архитектуре наибольшее признание в 1920-е годы получил конструктивизм,
развиваемый Обществом современных архитекторов (1925) и рационализм, проявившийся в творчестве
архитекторов Ассоциации новых архитекторов (1923). Идеи конструктивизма проповедовали В. Татлин, Л. Лисицкий, И. Леонидов, К. Мельников, братья Леонид, Виктор и Александр Веснины
дом К. Мельникова в Москве (1927-1929)г.
Слайд 27«Новое искусство»
В годы гражданской войны, иностранной интервенции и последующего восстановления
страны большую популярность в качестве орудия идеологической борьбы приобрел плакат.
Лаконичная плакатная графика позволяла вести агитацию в форме, доступной для понимания даже неграмотному человеку. Замечательным советским графиком был Д. С. Моор (Орлов).
Слайд 28«Новое искусство»
Много сил политическому плакату отдал В. В. Маяковский, показавший
себя не только гениальным поэтом, но и талантливым художником. Вместе
с другими художниками Маяковский изготавливал «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). В «Окнах РОСТА» в виде графических рисунков и стихотворного сатирического текста до широких масс доносилась самая оперативная информация о положении на фронтах, велась революционная агитация.
Слайд 30«Новое искусство»
В соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды 1918 г.
по всей стране должны были устанавливаться памятники, пропагандирующие новые революционные
ценности. Для работы были привлечены видные скульпторы: Н. А. Андреев (ставший впоследствии создателем скульптурной ленинианы), А. Т. Матвеев, В. И. Мухина.
Н. А. Андреев. В. И. Ленин. 1924 — 1929. Гипс. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.
Слайд 31«Новое искусство»
Выдающимся советским скульптором был И. Д. Шадр. В начале
20-х гг. им были созданы обобщенные образы-типажи людей новой советской
эпохи: «Булыжник – оружие пролетариата», «Сеятель», «Красноармеец» и др.
Слайд 32«Новое искусство»
Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней».
Студия М. Грекова работает над военной тематикой,
М. Б. Греков «Тачанка»
1925 г.
Слайд 33«Новое искусство»
И. Бродский. Расстрел 26 бакинских комиссаров. 1925 г.
Слайд 34«Новое искусство»
К.С. Петров-Водкин «Смерть комиссара» 1928 г.
Слайд 35«Новое искусство»
«Важнейшим из искусств для нас является кино», –
писал он. Развивается кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов
идеологической борьбы и агитации наряду с плакатом.
«Шестая часть мира» — СССР, документальный, 1926 г.
Слайд 36«Новое искусство»
Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм
Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 – 1948) «Броненосец Потемкин» (1925 г.),
вошедший в число мировых шедевров.
Слайд 37Культура 1920-х гг.
С победой Октябрьской революции 1917 г. наука и
культура стали «частью общепартийного дела»: их развитие было всецело подчинено
общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством. На смену творчеству приходит единый идейный стандарт
В.И. Мухина «Пламя революции», 1922-1923 гг.