Слайд 1Мастер-класс:
современные технологии на уроках истории
Слайд 2Использование технологии развития критического мышления на уроках
истории
Слайд 3Подготовила и провела учитель истории г. Ишимбая Республики Башкортостан
Берестова Любовь
Михайловна
Слайд 5Сегодня информационный поток подобно бушующему океану буквально сдавливает подростков
со
всех сторон, держит в подвешенном состоянии, сбивает их с ног.
Слайд 12Выход
Научить подростков критически и продуктивно оценивать этот информационный
поток
Слайд 13 Чтобы хорошо управляться с информацией,
необходимо овладеть практическими
и определенными мыслительными навыками.
Слайд 14Использование технологии развития критического мышления на уроках
истории
Слайд 15 Стадии технологического цикла
Вызов – формирование мотивов обучения.
Осмысление – поддержание
активности, интереса.
Рефлексия – прояснение смысла нового материала, перестройка своих представлений,
включив в них новые понятия.
Слайд 16На стадии вызова
1. ученик определяет, что он знает по обсуждаемой
теме, т.е. анализирует собственные знания и это становится осознанием на
подступах к той теме, которую он будет разбирать во всех подробностях;
2. для того, чтобы уч-ся осознанно и критически подходили к новой информации необходимо активное участие самого ученика в процессе обучения;
3. на этой стадии ученик определяет цели предполагаемой темы.
Слайд 17Приемы на стадии ВЫЗОВА:
ЗХУ (знаем/хотим узнать/узнали).
Рассказ-предположение по ключевым словам.
Кластеры.
Верные
и неверные утверждения.
Перепутанные логические цепочки.
Слайд 19
Рассказ-предположение по ключевым словам.
????
Семинар.
Урок.
Круглый стол.
Творческая мастерская.
Идеи.
Слайд 20Кластер – это опорный конспект.
В центре пишется ключевое слово.
Идет запись
слов или предложений, которые приходят на ум в связи с
данной темой.
По мере записи идей, начать устанавливать связи между ними.
Писать до тех пор, пока идеи не иссякнут.
Слайд 22Верные и неверные утверждения.
Степень разрушения зависела от того, какие германские
племена вторгались на территорию Римской империи
Лангобарды жили далеко от римских
границ, не имели никакого опыта общения с римлянами
Король остготов Теодорих сохранил в своем варварском королевстве римское образование, науку, искусство
На развалинах древнеримских городов паслись козы и овцы, бродили куры, часть земель была распахана под рожь, овес и овощи
В деревне не было ремесленников, не существовало ремесленных профессий
Крестьянам приходилось не только выращивать хлеб, но и лепить горшки, шить одежду, мастерить орудия труда
Только при замках феодалов жили настоящие ремесленники
Слайд 23Перепутанные логические цепочки.
Чем дальше жили германские племена от границ римской
империи, тем быстрее они входили в контакт с местным населением
империи.
Франки, остготы вестготы долгое время жили на границах римской империи, находились на службе у римлян, поэтому они не стремились сотрудничать с местным населением.
Слайд 24Осмысление
Ученик вступает в контакт с новой информацией или идеями
Главная задача
на этой стадии заключается в том, чтобы поддержать у учащихся,
активность, интерес и «движение вперед», которые были созданы на фазе вызова.
Поддерживать стремление уч-ся к отслеживанию собственного понимания
Слайд 25Приемы стадии ОСМЫСЛЕНИЯ
Проблемные вопросы.
Исследовательская работа.
Пометки на полях.
Взаимообучение.
Разработки для самостоятельных заданий.
Шляпы
критического мышления.
Слайд 27Пометки на полях.
Метод активного чтения;
работа с учебником;
маркировка материала
знаками +, -, ?.
Слайд 28Метод активного чтения
Задания по группам: 1 группа
В XI в
в Западной Европе сократились пространства, занятые лесами
В глухих лесных чащах
крестьяне вырубали деревья и корчевали пни, расчищая участки под посевы
Площади пахотных земель значительно расширились, двуполье сменялось трехпольем. Больше становилось орудий труда, сделанных из железа. Наряду с легким плугом применялся тяжелый колесный плуг, появилось много мельниц.
Для изготовления новых орудий труда нужны были знания и умения, особые навыки. Среди крестьян выделялись «умельцы» - знатоки того или иного ремесла. Ремесло превращалось в особое занятие большой группы людей
Слайд 29 метод активного чтения
Задание 2 группы
До сих пор многие возникшие города сохраняют названия, свидетельствующие об
истории их возникновения. Так названия на САН и СЕН – означают «Святой», что означает возникновение у стен монастыря.
«берг»- город возник на горе; «фурт»- у брода
«бург» - первоначальное укрепление; «брюк» - у моста
«частер», «кастер» - военный лагерь
Слайд 30Метод активного чтения
Задание для 3 группы
Средневековый город всегда возникал на
земле сеньора. Горожане были зависимыми людьми: работали на сеньора, отдавали
ему часть продукции. Сеньор управлял городом, судил горожан, брал штрафы за проступки.
Сеньорам это было выгодно, поэтому они обеспечивали городам защиту, давали право на проведение ярмарок или устраивать рынок. Города богатели и уже стремились освободиться от власти сеньора.
Там, где это получалось, жители начинали совместно решать свои дела. Такие города назывались коммунами
Горожане выбирали ГОРОДСКОЙ СОВЕТ- магистрат во главе с бургомистром или мэром. Всеми вопросами, которыми раньше занимался сеньор, стал заниматься Городской Совет
Слайд 31Исследовательская работа.
Практическая. Подтверждение или опровержение теоретических предположений.
Слайд 321 группа : причины возникновения городов
Росли урожаи,
появились новые
излишки продуктов сложные виды
ремесла
крестьяне могли нужны были особые
поменять излишки знания и навыки
на изделия ремесленников
ремесленник мог прокормиться трудно совмещать
своим ремеслом занятия сельского
хозяйства и ремесла
Ремесло превращалось в особое занятие большой группы людей
Ремесло отделилось от сельского хозяйства
Слайд 332 группа : Город, что в имени твоем?
Слайд 34
В результате победы в городе устанавливалось самоуправление
Городской совет -
магистрат (мэр, бургомистр)
казна города суд налоги
охрана города
«Городской воздух делает свободным!»
3 группа
Слайд 35Разработки для самостоятельных заданий.
1.Используя, текст,
определите причины
возникновения
средневековых
городов в Европе
2. Объясните
происхождение
названий городов.
Добавьте к указанным
другие города
3. Что нового внесли
города в общественную
жизнь, в организацию
управления
Слайд 36Шляпы критического мышления
Зеленая- изобретательская, творческая
Белая – изложение фактов, описание статистики
Черная-
обращает внимание на то , что не
хватает что плохо
Желтая – обращает внимание на то,
Что есть положительного, хорошего
Слайд 37Рефлексия
необходима, чтобы уч-ся сами закрепили полученные знания
Перестроили свои представления, включив
в них новые понятия
На этой фазе заключается учение, которое долго
служит ученику
Слайд 38Приемы стадии РЕФЛЕКСИИ:
Кластеры.
Заполнение таблиц.
Ответы на поставленные вопросы.
Круглый стол.
Дискуссия.
Написание эссе, синквейна.
Слайд 40Технологические приемы:
ЗХУ (знаем/хотим узнать/узнали).
Рассказ-предположение по ключевым словам.
Кластеры.
Верные и неверные
утверждения.
Перепутанные логические цепочки.
Проблемные вопросы.
Исследовательская работа.
Пометки на полях.
Взаимообучение.
Разработки для самостоятельных заданий.
Шляпы
критического мышления.
Заполнение таблиц.
Ответы на поставленные вопросы.
Круглый стол.
Дискуссия.
Написание эссе, синквейна.