Слайд 1Михаил Васильевич Ломоносов
(1711 – 1765)
Слайд 2Цель урока:
Познакомиться с теорией «трёх штилей» М. В. Ломоносова и
новым жанром: «одой».
Задачи урока:
Коротко рассмотреть биографию М. В. Ломоносова.
Познакомиться с
тремя «речениями».
Познакомиться с тремя «штилями» и их особенностями.
Узнать особенности жанра оды.
Научиться выразительно читать оду.
Выявить идею оды «На день восшествия…».
Слайд 3«Ломоносов обнял все отрасли просвещения.
Жажда науки была сильнейшей страстью сей
души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и
стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка…»
А. С. Пушкин.
Слайд 4В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию сочинений «О
пользе книг церковных в российском языке».
В этом предисловии он излагает
теорию «трёх штилей».
Штиль («стиль») – манера изложения мыслей.
Слайд 5Российский язык
«по приличности имеет разные степени» («речения»):
Первое «речение»: «К
первому причитаются, которые у древних славян и ныне у россиян
общеупотребительны, например: бог, слава, рука, ныне, почитаю»;
Русские слова с небольшой примесью старославянских.
Слайд 6Российский язык
«по приличности имеет разные степени» («речения»):
Второе «речение»: «…принадлежат,
кои хотя обще употребляются мало, а особливо в разговорах, однако
всем грамотным людям вразумительны, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю»;
В основном слова из старославянского языка.
Слайд 7Российский язык
«по приличности имеет разные степени» («речения»):
Третье «речение»: «К
третьему роду относятся, которых нет в остатках славенского языка, то
есть в церковных книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь. Выключаются отсюда
презренные слова, которых ни в каком штиле употребить непристойно, как только в подлых комедиях».
Слова разговорного русского языка.
Слайд 8«Речения» составляют различные «штили»:
Высокий штиль: в большей степени слова второго
«речения» и немного слов из первого «речения».
Средний штиль: в большей
степени слова из первого «речения» и немного слов из второго «речения» («чтобы слог не казался надутым»).
Низкий штиль: в большей степени слова из третьего речения с небольшим количеством слов из первого «речения».
Слайд 9Каждому «штилю» соответствуют жанры:
Высокий штиль: оды, героические поэмы, трагедии.
Средний штиль:
драмы, сатиры, дружеские письма, эклоги.
Низкий штиль: комедии, эпиграммы, песни, басни.
Слайд 10Ода (песня) - жанр лирической поэзии и музыки; торжественное, произведение,
написанное по поводу определённого события, прославляющее какую-либо идею или личность.
Композиция оды:
Вступление: мир – основа блага государства.
Основная часть: описание величия России, её процветание.
Заключение: благодарность монархине.
Слайд 11Выводы:
Какова заслуга М. В. Ломоносова в развитии русского языка?
С какими
«речениями» вы сегодня познакомились?
Какому стилю соответствует каждое из речений?
Какие жанры
соответствовали каждому из стилей?
Что такое ода?
Назовите три элемента композиции оды.
Каким стилем написана ода?
С какой одой вы сегодня познакомились?
Какова основная идея заключительных строк оды?