Слайд 2ЦЕЛЬ КОУЧИНГ - ЗАНЯТИЯ
К концу коучинг – занятия учителя будут:
Различать
понятия «мотив» и «мотивация», «внешняя мотивация» и «внутренняя мотивация»,
«положительная
и отрицательная мотивация»,
знать иерархическую модель мотивации А.Маслоу и уметь классифицировать потребности в соответствии с приведенной иерархией.
Слайд 3.
Упражнение «За двумя зайцами»
Прочитайте суждения о профессиях и выберите
два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.
Слайд 4Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная
мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация
(выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).
Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, сейчас для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным ).
Если выбранные суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас сейчас важнее – профессиональное самоопределение или другие вопросы.
Слайд 5Критические точки усвояемости
на уроке
Слайд 7Развитие представлений о мотивации
Ведущий представитель гуманистической
психологии
А. Маслоу предложил восходящий принцип потребностей:
физиологические потребности (питание,
сон, сексуальные потребности)
экзистенциальные потребности (чувство безопасности)
социальные потребности (привязанность, принадлежность к определенной социальной или профессиональной группе)
потребность в уважении (служебный рост, уважение, успех, статус)
духовные потребности
Слайд 8Иерархия потребностей Маслоу
(оригинальная 5-ти ступенчатая модель)
Слайд 9 «Актуальные потребности»
Перед вами – список потребностей разного уровня.
Пронумеруйте их, то есть поставьте
рядом с самой важной для
вас №1,
рядом с менее важной - №2,
и так далее до №15 рядом с самой незначимой для вас
на данный момент потребностью.
Слайд 101. Избавление от боли
2. Возможность вволю чесать там, где чешется
3.
Утоление голода или жажды
4.Отдых после тяжелой работы
5. Смена температурного режима
(с холода – в тепло, из жары – в прохладу)
6. Общение с друзьями, интересными людьми
7. Вкус победы (в спорте, творческих конкурсах, научных олимпиадах)
8. Признание твоих заслуг и достоинств (награда, похвала, комплименты)
9. Чтение интересной книги, просмотр хорошего фильма
10. Получение подарков
11. Дарение подарков
12. Бескорыстная помощь людям
13. Сознание хорошо выполненной работы
14. Чувство вдохновения в работе
15. Примирение с близкими
Слайд 11В первую пятерку входят физиологические потребности. Если они для вас
актуальны, возможно, ваше физическое состояние находится вне зоны комфорта.
Обратите
внимание на условия и режим труда и отдыха, свое здоровье.
Следующая пятерка – душевные, или социальные потребности.
Попробуйте самостоятельно разобраться в их мотивах – чем для вас значимы и дороги те или иные события вашей жизни.
Если в верхней части вашего списка встречаются потребности из последней пятерки, вероятно, вы находитесь на верхней ступени «пирамиды потребностей».
Это здорово, но мало достичь этого уровня – надо суметь удержаться на вершине.
Слайд 13Мотива́ция
1) побуждение к действию;
2) динамический процесс
физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность,
организованность, активность и устойчивость;
3) способность человека через труд, удовлетворять свои материальные потребности.
Слайд 14Мотивация внутренняя – мотивация, в основе которой находятся личные желания
и потребности.
Мотивация внешняя – мотивация, в основе которой находятся факторы
окружающего мира, выраженные в различных формах поощрения (отметки, грамоты).
Слайд 16Почему кто-то хочет научиться решать задачи?
Научиться решать что-то - это
внутренняя мотивация.
Внутренняя мотивация: желание что-то сделать лишь потому, что это
само по себе доставляет наслаждение!
Что может доставлять наслаждение?
Интерес
Компетентность
Любопытство
Независимость
Слайд 17Что наносит ущерб внутренней мотивации?
Скудность поощрений
Угрозы и сроки
Оценка и контроль
Основное
правило: Если кто-то заставил тебя– это не внутренняя мотивация –
это ВНЕШНЯЯ мотивация.
Слайд 18Что плохого во внешней мотивации?
Она ВНЕШНЯЯ
Слайд 19 Положительная мотивация –
мотивация, основанная на
положительных стимулах.
Отрицательная мотивация -
мотивация, основанная
на отрицательных стимулах.
Слайд 20Усвоение против показателей
Цели, ориентированные на усвоение (Хорошо):
ученики сосредоточены на усвоении
задачи;
неудачи выявляют слабые места, которые возможно улучшить, что может мотивировать.
Цели
ориентированные на достижение показателей (Плохо):
ученики сконцентрированы в основном на том, чтобы быть лучше других;
ученики боятся, что их неудачи будут восприняты как их неспособность решать задачи.
Слайд 21 Устойчивая и неустойчивая мотивация.
Устойчивой считается
мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не
требует дополнительного подкрепления.
Слайд 22Кривая мотивации
Классы
Мотивация
1
2
3
4
5
6
9
8
7
11
10
Слайд 23Образовательная мотивация
система фактов, обуславливающих учебную деятельность и
поведение школьников.
К таким факторам относятся: потребности,
намерения,
цели,
интересы,
стремления.
Слайд 25Четыре вида внутренней мотивации
Мотивация по результату
Мотивация по процессу
Мотивация на оценку
Мотивация на избежание неприятностей
Слайд 26КАК РАЗВИВАТЬ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБЕ ???????
Слайд 27Методы мотивации
познавательной деятельности
Слайд 28Методы мотивации
познавательной деятельности
Слайд 29Профили учеников
Встречались ли Вы с кем-нибудь из этих учеников на
прошлой неделе?
Защищающийся Дейв
Беспомощная Ханна
Осторожная Салли
Довольный Сэм
Беспокойная Альма
Слайд 30
Отношение между мотивом и целью.
Способ раскрытия учебного материала.
Проблемность обучения.
Содержание
обучения.
Организация работы над предметом малыми группами.
Развитие мотивации учения.
Слайд 31
Способ
раскрытия
Учебного
материала
Проблемность обучения.
Организация
работы малыми группами
Содержание
обучения.
Взаимосвязь
мотива
и цели
достижения
результата
Слайд 32Сильный вызов
Слабый вызов
Сильные навыки
Слабые навыки
Беспокойство
Апатия
Скука
Поток
Вызов и обучение: Чиксентмихайи
Слайд 33Выясни для себя, где ты сейчас.
Реши, куда ты хочешь двигаться.
Определи,
как туда добраться.
Слайд 34«Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно»
Различают два
основных типа мотивации: «от» и «к», или
«метод кнута и
пряника».
Слайд 35Можно выделить и
следующие виды мотивации:
Ценностная («работа важная и интересная
сама по себе»);
Смешанная («работа дело важное, но есть вещи, которые
занимают меня гораздо больше»);
Инструментальная, в том числе материальная (работа – источник средств к существованию);
Статусная мотивация (работа – средство достижения успеха, положения в обществе);
Мотивация развития и самореализации (работа – средство самовыражения);
Демотивация, или отсутствие мотивации (работа – неприятная обязанность, если бы я мог, то вообще бы не работал)
Слайд 36Между «хочу» и «надо»
Заполните таблицу в соответствии с тем,
чем являются для вас игра, образование и работа – потребностью
или необходимостью
Слайд 38Игра дает возможность проявить и развить силу, ловкость, интеллект, испытать
сильные эмоции.
К игре в широком смысле слова можно отнести
развлечения – кино, концерты, участие в развлекательных программам.
Мы с удовольствием наблюдаем за игрой животных или спортивным состязаниями, хотя легко можем без этого обойтись.
То, что для нас приятное времяпровождение, потребность, без которой можно обойтись, для профессиональных спортсменов и артистов – работа, то есть необходимость.
Слайд 39Образование для одних – потребность, для других – необходимость.
Эффективность
образования растет, так как человек действует под воздействием внешних (необходимость)
и внутренних (потребность) мотивов.
Способность к усвоению новой информации и овладении новыми навыками является признаком обучаемости и условием успешной профессиональной деятельности в любой сфере и любом возрасте.
Слайд 40Работа дает человеку законную и социально одобряемую возможность удовлетворять многочисленные
телесные и душевные потребности.
Мы вынуждены обменивать свои силы, знания,
умения и время за зарплату – следовательно, работа – это необходимость.
Будете ли вы работать, если получите наследство или найдете клад?
Если вы бросите работу, значит, она для вас – необходимость, если нет – потребность.
Работа – потребность – это творческий уровень профессиональной пригодности.
Слайд 41МОТИВИРОВАННЫЙ
К ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНОК
Внешняя мотивация
Внутренняя мотивация
Слайд 42РЕФЛЕКСИЯ
1. Необходим ли вам предложенный материал?
2. Испытывали Вы трудности и
на каком этапе занятия?
3. Какой вопрос темы, на Ваш взгляд,
требует дополнительной проработки на следующем занятии?
Теоретической или практической?
(нужное подчеркнуть)
4. Какой элемент занятия Вы будете использовать в своей практике?
5. Ваши пожелания?
Слайд 43Правила жизни!!!
Умей радоваться успехам других
Вокруг вас тоже люди!
Изучай коллектив, себя
и своих учеников!
У каждой медали есть две стороны
Улыбайся – и
люди потянутся!
Ставь реальные цели
Мне это пригодится в жизни!
Век живи - век учись!