Слайд 1
Управление образования Кобринского райисполкома
ГУО «Повитьевский детский сад – средняя школа»
Районный
этап республиканского конкурса юных
экскурсоводов музеев учреждений образования
Номинация «Музей в чемодане»
Тема:
«Короб важен – прям раздут:
шестеро седьмого ждут!»
Автор: Совет музея «Палешукі»
Руководитель музея:
Гусева Е.М.,учитель истории
1 категории
2013г.
Слайд 2Цель: прививать учащимся интерес к предметам быта своего народа; воспитывать
чувство гордости за свой народ
Экскурсионное занятие «Короб важен прям
раздут: шестеро – седьмого ждут»
Что спрятано в коробе?
Короб – ёмкость для хранения продуктов,
изготавливался из соломы, лозы,
Слайд 3
Старинные вещи заблудились и спрятались в коробе. Помогите вернуть предметы
на свои места...
Из далекой старины
Эти вещи к
нам пришли.
Если в руки их возьмешь,
И рассмотришь, то поймешь,
Для чего они нужны.
Чем полезны и важны
Человеку раньше были,
Что за службу сослужили.
Этот короб непростой, он волшебный. И сегодня в нём находятся вещи, которые «заплутали» в избе, случайно в короб попали ,и теперь не ведают, кто они, и для чего нужны людям.
Слайд 4
Если открыть короб – вещи, предметы сами о себе заговорят.
Но открыть его сможет тот, кто знает, сколько лет исполнится
д. Повитье в 2013 году.
467( 2013- 1546)
Слайд 5« Чтобы узнать, кого я прячу, вам нужно будет отгадать
загадки...»
«Сядьте рядышком на лавку.
Вместе с вами я сижу.
Загадаю вам
загадки,
Кто смышленей погляжу».
Слайд 6«В полотняной стране;
По реке простыне ...»
«В полотняной стране;
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая
гладь,
Ни морщинки не ви - и -дать...»
Слайд 7А загадка про –о –стенька – а -я...
Вот неумёхи! Утюг
это...
Слайд 8«Вы пришли ко мне в гости, в избу. Я хотел
сделать вам подарок. Подарить сундучок со сказками и платочек. А
вот платочек не успел погладить. Вот сейчас наберу угли, положу их в утюг и поглажу ...»
Угольный металлический утюг для глажки белья
Слайд 9«Я когда был моложе, был у меня другой утюг. Сплошное
мучение... Бывало, постираешь одёжу, слегка её просушишь, а потом намотаешь
на эту палку и вот гладишь рубелем ...»
Рубель и валек - приспособления для
глажки белья
Слайд 10«Иди за него замуж, дочка,
не упрямься, ведь в этом
доме есть утюг...»
В прежние времена утюг стоил
недешево и зачастую являлся не просто бытовым прибором, но и признаком достатка, благополучия семьи, элементом роскоши. Утюг в доме ставился на видное место, на вышитую или кружевную салфетку рядом с самоваром и с гордостью демонстрировался всем гостям. Учитывая это, мастера старались делать утюги нарядными и красивыми, украшая их фигурами животных, птиц, растительным орнаментом. Утюги передавались по наследству от матери к дочери, а иногда служили веским аргументом при сватовстве. «Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг», наставляла мать свою дочь...
Слайд 11
«Из липы свито дырявое корыто,
Днем заперто, а ночью открыто.
В лес
идет – клетки кладет,
Из леса идет – перекладывает»
Лапти -это повседневная
обувь крестьян из лыка
Слайд 12. "Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю
не меньше двух пар лаптей", — свидетельствовал известный писатель и
этнограф С.Максимов.
«Правильно, это лапти. А как точно подмечено, что похожи – то они на корыто! В смекалке да наблюдательности не откажешь нашим предкам! Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головой, ушками называли веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса в обратную. Вот такую удивительную обувь носили наши прабабушки и прадедушки в старину. Можно было купить её на ярмарке, но в каждой семье мужчины должны были уметь плести лапти, и мальчиков учили этому ремеслу с 6 лет. А плели лапти из лыка. Лыко – это полоски липовой или березовой коры. вот эти петельки, в которые продевались...»
Слайд 13“Огня не страшится и воды не боится”
«Был я копан, был
топтан,
Был на пожаре, был на базаре.
Сколько было сил, всю
семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар, пеленаться стал.
А как пал, так и пропал.
Выбросили за окно, и собакам не надобен...»
Горшок( ёмкость для приготовления каши, картошки, мяса в печи)
Слайд 14«А из чего делали горшки?»
«Верно, из глины. Сначала глину надо
было накопать, потом замесить. Глину мяли или топтали ногами, а
потом на гончарном круге – кружале – изготавливали горшок, обжигали его в печи, затем на базаре продавали. Для семьи горшок был предметом первой необходимости. В нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол... Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям. Правда, в печь его уже не ставили. Ну, а если падал и разбивался, то черепки выбрасывали в окно.»
Слайд 15«У горшка есть брат – близнец, который никогда не бился...»
«Книзу
узок, верх широк,
не кастрюля …
Был на базаре,
очутился на
пожаре.
Огня не боится,
в нём каша томится»
Слайд 16Это чугунок. Он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве,
но по весу он более тяжелый, потому что сделан из
чугуна, особого вида металла, который не бился.
Слайд 17У горшка и чугунка есть друг...
«В хлеву у быка копна
на рогах,
Хвост у хозяйки в руках.
Не бык, а бодает, не
ест, а хватает.
Что схватит, отдает, а сам в угол идет»
Слайд 18
«Это ухват. Им хозяйка ставила в печь и горшок, и
чугунок, вот и получалась копна на рогах. Длинная ручка была
в руках у хозяйки, вот и хвост. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут»».
Ухват
Слайд 19«То, с помощью чего ухватывают, берут...».
«Ухват — устройство для передвигания
горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно
было вынуть или установить в печи. Так как готовили в печи, где огонь был открыт, то нужно было быть осторожным, чтобы не обжечься»
Слайд 20«Вот так вещи жили –были...»
«Вот так вещи жили – были
И хозяевам служили.
А теперь они в музее,
Чтобы мы на них
смотрели
И гордились стариной
Так, как я и мы с тобой...»
Слайд 21
«А теперь они в музее,
Чтобы мы на них смотрели
И гордились
стариной
Так, как я и мы с тобой...»
Слайд 22Викторина
1. В каком году впервые упоминается наша деревня Повитье?
(
1546г.)
2.Для чего в быту использовали короба?
( ёмкость для хранения продуктов)
3.Почему
утюги назвали угольными?
( закладывались угольки для нагрева)
4.Какие предметы служили для глажки белья до появления утюгов?
( валек и рубель)
5.При помощи чего лапти не слетали с ног?
( тесёмка)
6. Со скольких лет мальчиков учили плести лапти?
( с 6 лет)
7.Чем отличаются горшки от чугунов?
( материалом изготовления)
8.Для чего нужен ухват?
( для передвигания в печи горшков и чугунов)
Слайд 23
«Но вот пришло время расставанья.
До свиданья, до свиданья!
Приходите в гости
к нам.
Рады мы всегда гостям»