Слайд 2Историческая разминка
СМУТА
БАРЩИНА
МЕСТНИЧЕСТВО
ГЕТМАН
ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ
БУНТШНЫЙ ВЕК
Слайд 3ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
1. Алексей Михайлович
2. Богдан Хмельницкий
3. Никон
4. Михаил Федорович Романов
Слайд 4ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
1645-1676
1648
1662
1667-1671
Слайд 5ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
1653-1655
1654
1654-1667
1687,1689
Слайд 6Тема: Культура России в 17 веке
Слайд 7Домашнее задание:
1. Прочитать параграф 10, письменно ответить на вопросы 1-5
после параграфа 10;
2.Нарисовать иллюстрацию по теме «Быт и нравы
сословий в России 17 века»
Слайд 8Цель урока:
1. Познакомится
2.
3.
Слайд 9ПЛАН УРОКА
1. Материальная культура
2. Образование
и письменность
3. Литература
4. Архитектура
5. Изобразительное искусство
Слайд 10ОБМИРЩЕНИЕ-
Процесс освобождения культуры от жестких рамок традиции, предписанной
церковью, усиление светского начала в искусстве
Слайд 11Выслушав выступления докладчиков, выделить главные направления в русской культуре 17
века
Слайд 12Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович )(1629–1680)
Поэт, переводчик, драматург
и богослов. Уроженец Полоцка. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1656 г. принял монашеский постриг. В 1664 г. переехал
в Москву. Преподавал в Богоявленской и Заиконоспасской школах, открыл в Кремле типографию, свободную от церковной цензуры, обучал детей Алексея Михайловича. Участвовал в борьбе против старообрядчества.
Слайд 13Славяно-греко-латинская академия
Учебное заведение, основанное в 1685 г. в Заиконоспасском монастыре
в Москве греками Софронием и Иоанникием Лихудами. Преподавание велось на
латинском и греческом языках. Наряду с богословскими предметами преподавались логика и физика (по Аристотелю). После отъезда Лихудов из Москвы в 1694 г. в связи с жалобами духовенства академию возглавили их ученики. Среди выпускников академии – М. В. Ломоносов.
Слайд 14Иоанникий и Софроний Лихуды
(1633–1717) (1652–1730)
Основатели и преподаватели Славяно-греко-латинской академии.
В 1685 г. по
приглашению царя Федора Алексеевича приехали в Россию для создания Академии.
За время
работы в Академии братьями были составлены многие учебники по грамматике, риторике, логике, физике.
Они являются авторами многих переводов с греческого, латинского, итальянского языков.
Слайд 15
Аввакум (1620–1682)
Идейный лидер старообрядцев, протопоп, публицист. .
В 1652 г.
выступил против церковной реформы патриарха Никона.
В 1653 г. арестован
и сослан в Сибирь.
Испытал множество страданий, не прекращая проповедовать старую веру.
В 1664 г. возвращен в Москву, вновь сослан за проповедь старообрядчества.
В 1666 г. решением церковного собора расстрижен и проклят.
В 1667 г. сослан в Пустозерск, заключен в земляную тюрьму.
В 1682 г. заживо сожжен в срубе по приговору церковного собора.
Автор 80 публицистических произведений. Наиболее известное – «Житие».
Слайд 17Федор Поликарпов. Лексикон треязычный
Москва. 1704. Первый русский словарь. Содержится 19712
словарных статей. Исторический музей. Москва
Слайд 18Софроний Лихуд. «Риторика»
Конец XVII в. Бумага, чернила, акварель.
Один из
учебников, написанных братьями Лихудами по дисциплинам, изучавшимся в Славяно-греко-латинской Академии.
Исторический музей. Москва.
Слайд 19Теремной дворец Московского Кремля
Акварель. Начало XIX в.
Слайд 20Церковь Троицы в Никитниках
По заказу купца Григория Никитникова в 1635–1653 гг.
Грузинский переулок Москвы. Расписал церковь русский изограф Симон Федорович Ушаков
Слайд 21Успенский собор
Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь,
Успенский собор.
Слайд 22«Узорочье»
Получивший распространение в середине – второй половине XVII в. архитектурный стиль,
для которого характерно украшение стен, наличников, колонок и других деталей
здания в целях придания сооружению нарядности, многоцветия и т. п.
Типичными примерами применения узорочья в архитектуре могут считаться Теремной дворец Московского Кремля, церковь Николы в Хамовниках и т. д.
Слайд 23Церковь Николы в Хамовниках
Построена в 1679–1682 гг. Москва
Слайд 24Барокко (от итал. barocco – странный, причудливый)
Основное стилевое направление в
искусстве Европы конца XVI – середины XVIII в.
Ему свойственны
стремление к величию, торжественности и пышности, обилие декора, изогнутые линии.
Слайд 25Церковь Покрова в Филях
Построена в 1690–1693 гг. на средства владельца села
боярина Л. К. Нарышкина, брата царицы Натальи Кирилловны
Предшествующий деревянный храм был
сооружён в 1619 г., когда село принадлежало Милославским. Москва
Слайд 26Палаты Аверкия Кириллова
Городская усадьба XVII в. Москва
Слайд 27Сухаревская башня
Сухаревская башня (также Сухарева) была построена в 1692—1695 гг.
на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города.
Название башня
получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII в. охранял Сретенские ворота.
Разобрана в 1933 г.
Слайд 28Деревянный дворец в с. Коломенском
Иллюстрация к книге «Российский царственный дом Романовых»,
хромолитография. 1896 г.
Издание К. А. Бороздина, Санкт-Петербург
Слайд 29Насаждение древа государства Российского
С. Ушаков. 1668 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 30Парсуна(от лат. persona – личность, лицо)
Основное стилевое направление в искусстве
Европы конца XVI – середины XVIII в.
Ему свойственны стремление
к величию, торжественности и пышности, обилие декора, изогнутые линии.
Слайд 31Портрет царя Алексея Михайловича
Россия.
1670-1680-е гг.
Холст, масло.
Царь
Алексей Михайлович (1626-1676) изображен в "Большом наряде", который предназначен для
важнейших государственных церемоний и приемов зарубежных послов.
Слайд 32Портрет царя Федора Алексеевича
Иван Салтанов (?), Ерофей Елин, Лука
Смолянинов.
Москва. Оружейная палата.
1686 г.
Дерево, левкас, темпера.
Парсуна
(портретное изображение) написана для Архангельского собора Московского Кремля.
Слайд 33Спас Нерукотворный
С. Ушаков.
Спас Нерукотворный.
1658 г.
Слайд 34Икона «Богоматерь Всех Скорбящих радость»
Икона «Богоматерь Всех Скорбящих радость». XVII
в.
Дерево, левкас, темпера.
Исторический музей. Москва.
Слайд 35Вопросы для повторения
Кто является основателем Славяно-греко-латинской академии?
( братья Лихуды)
2.
Что такое «плетение словес»?
(литературный стиль, для которого характерны пышные обороты
речи)
3. Какие сатирические литературные произведения вы знаете?
(Повесть о Шемякине суде и Повесть о Ерше Ершовиче)
4. Кто является основоположником автобиографического жанра в литературе 17 века?
5. Какие новые жанры литературы появились в 17 в.?
6.Какой дворец был резиденцией царя Алексея Михайловича?
(Теремной)
7. Какой стиль в архитектуре распространился в 17 в.?
(шатровый)
8. Каковы особенности живописи 17 в.?
(сочетание светского и церковного в портретах)
9. Что такое парсуна?
10. Чем можно объяснить усиление интереса к европейской культуре в российском обществе?