Слайд 1Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765 гг.)
Слайд 2Биография
М. В. Ломоносова
Сын государственного
крестьянина,
Ломоносов вырос в условиях
северорусской культуры, тесно
связанной
с традициями
допетровской
Руси. В 19 лет тайком от отца
М.В.Ломоносов
Отправляется из деревни
Холмогоры в
Москву и
поступает в Славяно –
Греко – латинскую
академию и становится одним из
лучших учеников.
Слайд 3Место рождения М.В.Ломоносова
Слайд 6 В 1736 году
Михаила Васильевича
посылают в
Германию
для изучения горного дела. Вернувшись в Россию, он становится академиком,
профессором
химии.
Слайд 7Круг интересов Ломоносова
был очень широк: физика,
химия, астрономия,
математика, техника, горное
дело, геология,
металлургия,
производство стекла,
мозаичное производство,
география физическая и
экономическая, история,
филология, - и в
каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил
значительный след.
Слайд 822 года работал он в Академии наук,
выступал с крупными
работами по химии и физике,
геологии и географии, изучал астрономию, разработал
основы
металлургии, организовал производство и
изготовление мозаики, составлял географические карты
Слайд 9Мозаичная картина Ломоносова
Слайд 10Занимаясь лингвистикой, он разработал
первую научную грамматику русского языка-
«Российскую грамматику».
Слайд 11
Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской
поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал
стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.
Слайд 12Теория трех стилей
Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой,
научной, художественной) разделил язык на "три рода речений".
Теория "трех штилей"
имела демократический характер:
она ограничила употребление старославянских слов,
приблизила литературный язык к разговорному.
Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Слайд 13изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды, комедии)
.
Высокий стиль
Слайд 14изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты,
стихотворения)
Средний стиль
Слайд 15Низкий стиль
- допускал изображение обыденной жизни с использованием
живой разговорной речи
(комедии,
басни,
сатирические стихотворения)
Слайд 16Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в
русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг
церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.
Слайд 17Поэтическое творчество занимало
большое место в духовном мире
Ломоносова. « Стихотворство -
моя утеха...»,-
писал он в «Российской грамматике».
Я знак бессмертия
себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.
1747
Слайд 18Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых
нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы
движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.
Реформа стихосложения
Слайд 19В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу
заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской
положил начало нашему точному научному
языку, без которого теперь никто не может обходиться.
Слайд 20До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби
по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество
слов, место ударений строго не регламентировалось.
М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
Слайд 21Лице своё скрывает день…
_ _ _ _ _ _
ямб (ударение на 2ой слог ).
Буря мглою небо кроет…
_ _
_ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ).
2х стопные
Слайд 22Ночною темнотою покрылись небеса_ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _
-) дактиль _
_ _
-) анапест _ _ _
-) амфибрахий _ _ _
3х стопные
Слайд 23Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими
произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
Слайд 24Личность Ломоносова, его научная и литературная
деятельность сыграли
первостепенную роль в
развитии сознания
русского
общества и оставили
глубокий след в истории
русской культуры.