Слайд 1«Нагорная проповедь»Иисуса Христа
и
«Поучения» Владимира Мономаха»
Сопоставление
главных наставлений
Слайд 2ГБОУ СОШ № 88 г.Санкт-Петербург
Работу выполнила
Буава Нино,
ученица 7б
класса
ГБОУ СОШ № 88
г.Санкт-Петербурга
Руководитель:
Малыгина О.Н.
Слайд 3
Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы
стараемся понять ее ясно и просто…, мы изучаем ее в
живой связи с действительностью с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять-таки думают иные.
И.С. Тургенев
Слайд 4
Громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была
разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом.
Академик Д.С.Лихачев
Высказывание Академика Лихачева актуально в наши дни, т.к. человек, руководствуясь моральными принципами выбирает свой жизненный путь, стараясь применить свои знания, свой опыт на благо, развитие общества и страны, оставить свой след на Земле, при этом он обращается и душой и сердцем к Библейским заповедям Иисуса Христа.
Слайд 5Почему люди до сих пор о нем помнят?
Слайд 6
«Нагорная проповедь» — собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное
учение Христа. В главах с 5 по 7 евангелия от Матфея
повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей. Матфей делит учение Иисуса на 5 частей, Нагорная проповедь из них первая. Другие касаются учеников Христа, церкви, Царствия Небесного, а также жёсткое осуждение книжников и фарисеев.
Слайд 7Самая известная часть «Нагорной проповеди» — Заповеди Блаженства, помещённые в начале «Нагорной
проповеди». Также в «Нагорную проповедь» входят молитва «Отче наш», заповедь «Не
противиться злому» (Мф.5:39), «Подставить другую щёку», а также «Золотое правило». Также часто цитируются слова о «Соли земли», «Свет мира», и «Не судите, да не судимы будете».
Многие христиане считают «Нагорную проповедь» комментарием к Десяти заповедям. Христос предстаёт истинным толкователем закона Моисеева. Также считается, что в «Нагорной проповеди» сосредоточено основное содержание христианского учения, именно так к этой части Евангелия относятся многие религиозные мыслители и философы, например Лев Толстой, Ганди, Дитрих Бонхёффер, Мартин Лютер Кинг. Такое воззрение является одним из основных источников христианского пацифизма.
Слайд 8Из «Нагорной проповеди»
«Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай, кто
же убьёт, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий,
гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...»
«Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой...»
«Ещё слышали, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». Л Я говорю вам: «Не клянись вовсе... <...> Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».
«Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся».
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди».
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
«Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».
Слайд 9«Нагорная проповедь» Иисуса христа перекликается с произведением древнерусской литературы
«Поучения»
Владимира мономаха
Слайд 10
Владимир Всеволодович Мономах
(1053-1125)
Слайд 11«Поучения» Владимира Мономаха (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира
Мономаха детям», «Поучение детям») — литературный памятник XI-XII веков (дата спорна), написанный великим князем киевским
Владимиром Мономахом.
Это произведение называют первой светской проповедью.
Слайд 12«Поучения» Владимира Мономаха
…Не ленитесь, но за всем наблюдайте.
… Ни
питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.
… Лжи остерегайтесь и
пьянства, от того душа погибает и тело.
… напоите и накормите просящего…
… убогих не забывайте и подавайте сироте…
… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.
… соблюдайте свое слово…
… Гордости не имейте в сердце и в уме.
… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.
… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
… Не пропустите человека, не приветив его.
… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
Слайд 13Сопоставление
«Нагорная проповедь» Иисуса Христа
«Поучения»
Владимира Мономаха
«Вы слышали, что сказано древним:
«Не убивай, кто же убьёт, подлежит суду». А Я говорю
вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно,
подлежит суду…»
…Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.
Слайд 14сопоставление
«Нагорная проповедь» Иисуса Христа
«Поучения»
Владимира Мономаха
«Итак, если ты
принесешь дар твой
жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой…»
Гордости не имейте в сердце и уме.
Слайд 15сопоставление
«Нагорная проповедь» Иисуса Христа
«Поучения»
Владимира Мономаха
«Еще слышали, что сказано древним:«Не
преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я
говорю вам: «Не клянись вовсе…Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого»
…Соблюдайте слово свое…
Слайд 16сопоставление
«Нагорная проповедь» Иисуса Христа
«Поучения»
Владимира Мономаха
«Просящему у тебя дай и
от хотящего занять у тебя не отвращайся»
…Напоите и накормите просящего…
Слайд 17Вывод:
Сопоставив «Нагорную проповедь» Иисуса Христа и «Поучения» Владимира Мономаха, я
сделала вывод, что они очень схожи , повествуют о том,
каким надо быть человеком, какую жизнь нужно вести людям.
Они учат нас многому, но в первую очередь любви , милосердию и состраданию. Ибо только любовь и сострадание к ближнему отличают нас от животных и делают нас людьми. Также они учат нас добру и терпению, призывают оказывать помощь тем, кто нуждается в ней. Сегодня это очень важно, помочь тем, кто находится в трудном положении. Также эти учения говорят нам об уважении к старшим, что не менее важно. Ведь мы все станем пожилыми людьми и захотим, чтобы молодое поколение нас уважало. Может, самое главное, в этих учениях то, что они учат прощению. Ведь ,согласитесь, иногда так трудно простить. Но мы все не без греха и должны уметь прощать. А суть всего учения в том, что нужно поступать с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой! Понятно, что на сегодняшний день трудно жить по этим учениям, но надо стараться. Необходимо каждый день заставлять себя быть терпимее к людям. Нужно работать над собой. И все получится! Главное, оставаться человеком! Порядочным человеком! А быть порядочным человеком- это значит следовать и «Нагорной проповеди» и «Поучениям».
Слайд 18Использованная литература
http://www.monomah.vladimir.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
«Нагорная проповедь Иисуса Христа»
Д.С.Лихачев «Избранное»
Интернет ресурсы