Слайд 1Научные открытия и изобретения.
Ищенко А.Е. - моу сош №4, ст.
Кущёвская Краснодарского края
Слайд 2Цель урока
Сформировать у учащихся представление о технических открытиях и изобретениях
XIV‑XVI вв и об изменениях в жизни людей, которые они
повлекли
Слайд 3Домашнее задание
§30, вопросы, составить план:
«Значение изобретений и открытий»
Слайд 4План урока
Развитие практических знаний
Усовершенствование водяного двигателя.
Новое в металлургии и обработке
металлов.
Появление огнестрельного оружия.
Развитие мореплавания и кораблестроения.
Изобретение книгопечатания.
Слайд 5Развитие практических знаний - алхимия
Средневековая мистическая наука, предшествовавшая научной
химии, искавшая т. наз. философский камень,
специфическая область исследований по
получению золота и серебра из неблагородных металлов
Слайд 6Развитие практических знаний - астрология
Астрология -это учение, согласно которому по
расположению небесных светил, главным образом планет, якобы возможно предсказывать исход
предпринимаемых действий, а также будущее отдельных людей и целых народов.
Слайд 7Усовершенствование водяного двигателя.
В XIV-XV в.в. был усовершенствован водяной двигатель. Крестьяне
и ремесленники давно использовали это изобретение, чтобы повысить производительность труда
и облегчить технологический процесс. Но в этот период в развитии техники были достигнуты новые успехи
Слайд 8Усовершенствование водяного двигателя.
В чем разница в действии представленных на
рисунке водяных двигателей?
Слайд 9Усовершенствование водяного двигателя.
Водяной двигатель использовался не только в горном деле,
но и при производстве бумаги (с помощью водяного двигателя м.
б. поднимали и опускали пресс), при обработке металла (с помощью этого приспособления можно было привести в движение молот весом до одной тонны).
Подумайте, как с помощью водяного двигателя можно поднимать и опускать пресс или молот?
Значение :Облегчен труд людей, увеличилась производительность труда.
Слайд 10Новое в металлургии и обработке металлов.
Важные улучшения произошли в плавке
и обработке металлов. Раньше металл плавили в маленьких горнах, с
XIV в. начали строить домны – большие плавильные печи, достигавшие 3-4 метров в высоту. Водяное колесо было соединено с большими мехами, которые с силой вдували в печь воздух достигалась высокая температура: железная руда плавилась жидкий чугун железо + сталь.
Металла выплавляли намного больше, чем прежде и более высокого качества.
Значение: Увеличилась качество и количество производства металла.
Слайд 11 Появление огнестрельного оружия.
В XIV веке увидел свет знаменитый труд
монаха Бартольда Шварца "О пользе пороха", в котором он подробно
описал свойства, состав и способы применения вещества, считавшегося ранее магическим. Это было рождение новой эры - эры огнестрельного оружия.
Средневековье – время войн. Много чугуна и железа необходимо было для производства огнестрельного оружия.
Слайд 12Появление огнестрельного оружия.
Распространение огнестрельного оружия привело к перевороту в военном
деле. Почему?
Рыцарские доспехи перестали быть надежной защитой – их
пробивали пули. Стены замков потеряли свою неприступность – они легко разрушались пушечными ядрами.
Рыцарская конница уступала место массовым наемным армиям, вооруженным огнестрельным оружием.
Слайд 13Развитие мореплавания и кораблестроения -каравелла
Каравелла была очень прочным и
вместительным судном. Обычными для каравеллы были высокие борта при глубокой
прогиби палубы в средней части судна и великолепное парусное вооружение. Вначале на них ставили исключительно латинские паруса, но во времена Колумба все большее распространение стали получать прямые паруса, которые при попутном ветре позволяли достичь большей скорости.
Слайд 14Развитие мореплавания и кораблестроения.
Долгое время европейцы не решались пускаться в
далекие плавания в открытое море.
Почему?
Местоположение корабля моряки определяли,
высадившись на берег, в ясную погоду – по расположению звезд. Все изменилось когда появился компас.
Кто изобрел компас ?
Почему после его изобретения плавания стали безопасными?
Еще один инструмент облегчил морякам ориентацию в открытом море – астролябия.
Слайд 15Развитие мореплавания и кораблестроения.
Значение: Возможность выхода в открытое море, определение
местонахождения корабля.
Развитие торговли.
Астролябия
Слайд 16Изобретение книгопечатания.
Идею печатания книг, скорее всего, подали штампы. Уже в
VII‑VIII веках в Европе вырабатывалась материя с тисненными украшениями. При
печатании многих повторяющихся фигур здесь применялись штампы. Средневековые переписчики в XIII веке также прибегали к помощи штемпелей для инициалов (крупных украшенных букв, помещаемых в начале абзаца). Причина этого понятна — если текст писали сравнительно быстро, то на рисование крупных инициалов уходило много времени. Переписчику было очень удобно прибегнуть к штампу, тем более что в крупных рукописях одни и те же миниатюры повторялись по несколько раз.
Слайд 17Изобретение книгопечатания.
Вырезание текста на доске было трудоемким и кропотливым делом.
К тому же каждая доска могла быть использована для печатания
только одной определенной книги. У многих мастеров, занимавшихся этим непростым делом, наверное, возникала мысль: можно ли ускорить и упростить процесс печатания? Между тем существовал только один способ облегчить работу — создание подвижных букв, которые могли бы служить многие годы для набора совершенно разных книг.
Иоганн Гутенберг и его первая книга
Слайд 18Изобретение книгопечатания.
Такие литеры можно было использовать многократно, причем для печатания
самых разных книг. Отлитые буквы набирались в линейку с бортиками
(верстатку), которая представляла собой готовую строку.
Сначала наборщик набирал текст из свинцовых литер. Строками, как уже говорилось, служили специальные линейки — верстатки. Они представляли собой продолговатую коробочку, открытую сверху и с одного бока. Когда набирался один ряд нужной длины, наборщик выравнивал строку с помощью заключки — уменьшал или увеличивал пробелы между словами вынимая или вставляя шпации — тонкие кусочки словолитного металла без литер, имевшие определенную ширину. После заполнения верстатки ее устанавливали на наборную доску. Когда набор страницы заканчивался, доску брали в рамку, чтобы литеры не рассыпались.
Слайд 19Изобретение книгопечатания.
Печатный станок являл собой массивное сооружение, прикрепленное брусьями к
полу и потолку. Главной его частью был пресс с рычагом,
под которым находился плоский стол — талер. Для того чтобы получить лучший оттиск, бумагу слегка смачивали водой. Поэтому готовые листы просушивали на веревке. После сушки делали оттиск на другой стороне листа. Затем листы поступали к переплетчику.
Слайд 20Вопросы для повторения
Сравните новые изобретения с ранее применявшимися.
Продолжите фразу
французского монаха «со многих точек зрения железо более полезно, чем
золото. Без железа народ не смог бы…»
Какое значение имели новые изобретения и открытия