Слайд 1Николай I и его империя
Цели урока:
повторить и обобщить знания
по теме;
создать образ империи и противоречивый образ царя;
работать над понятиями
- восточный вопрос, кодификация законов;
учить сравнивать, делать выводы, высказывать и отстаивать свое мнение
Слайд 2Николай I 1796-1855
ЦАРСТВОВАЛ 1825-1855
«…удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения»
А.И.Герцен
« Ты был не царь, а лицедей,
Не богу ты служил и не России,
Служил ты суете своей»
Ф.И.Тютчев
« Хорош – хорош, а на 30 лет дураков наготовил»
А.С.Пушкин
Слайд 3Задача:
к концу урока фактами доказать, что в России к
середине 19 века назрела необходимость реформ, и дать оценку царствования
Николая I.
Слайд 4Вопросы:
-Каким событием ознаменовалось начало царствования Николая
I?
-Как восстание декабристов повлияло на Николая I?
-Была ли необходимость реформ
в начале николаевского царствования? Из чего это видно?
- Какой вопрос оставался главным вопросом всей жизни России?
- Какие преобразования проводились в стране при Николае I? (крестьянский вопрос, кодификация законов, денежная реформа)
- Были ли другие достижения в николаевское время?
Слайд 6О каком общественном деятеле идет речь?
Портрет1.
Родился в семье флотского врача,
полюбил литературу, писал стихи, в университете написал драму «Дмитрий Калинин»,
исключен их университета, стал автором в московском журнале «Телескоп». Стал рассматривать мир с точки зрения того, как живется в нем человеку. В его кружок входил Кавелин. Известно его письмо Гоголю.
Слайд 7Виссарион Григорьевич Белинский
Слайд 8Портрет 2.
Выпускник Царскосельского лицея, чиновник Министерства иностранных дел. Создал кружок.
Обсуждали необходимость отмены крепостного права, введения свободы печати. 21 человек
из его кружка приговорили к расстрелу, в том числе Достоевского, но смертную казнь заменили каторгой.
Слайд 10
Портрет 3.
Сын богатого помещика, большое впечатление произвело на него восстание
декабристов. Его другом был Николай Огарев. Философию Гегеля называл «алгеброй
революции».
Слайд 12Вопросы:
- С именами каких людей связано общественное движение 30-40-х гг.19века?
-
Какие вопросы пыталось решить российское общество в это время?
- В
чем заключалась деятельность представителей этих кружков? Чем они занимались?
- Почему царь отрицательно относился ко всем этим проявлениям в общественной жизни?
- Кто такие западники и славянофилы?
- Как называют этот этап общественного движения в России?
- Почему это время А.И.Герцен назвал «Удивительным временем наружного рабства и внутреннего освобождения?»
Слайд 13Найти верные ответы:
Условия Парижского мира:
А) Россия теряла острова в устье
Дуная;
Б) Россия теряла южную часть Бессарабии;
В) Россия теряла Аляску;
Г) Англия
присоединила часть Крыма;
Д) Россия лишалась права иметь военный флот на Черном море;
Е) Россия ликвидировала военно-морскую базу в Кронштадте;
Ё) Черное море объявлялось открытым для торговых судов всех стран;
Ж) уничтожались российские крепости на Черном море.
Слайд 14Ответить на вопросы:
- Что значит «восточный вопрос»?
- Каковы причины Крымской
войны? И повод к ней?
- Каковы результаты войны?
- Причины поражения
России в Крымской войне?
Слайд 15Доказать, что к середине 19 века в России назрела необходимость
реформ.
Слайд 16.
Образ Николая I, оценка его царствования
-Каким вы представили Николая
I, читая страницы учебника?
- Почему многим современникам николаевского царствования эпоха
представлялась удушливой и мрачной, а собственная жизнь вызывала сожаление?
Слайд 17Работа в группах
1я группа – факты о положительных событиях царствования
2я
группа – факты об отрицательных событиях царствования
3я группа – аналитики,
дает заключительную оценку царствования Николая 1.
-
-
Слайд 18
Домашнее задание:
Написать сочинение- рассуждение «Каким я увидел НиколаяI. Его
роль в истории» .