Слайд 1Стимулирование развития познавательных способностей учащихся с помощью нестандартных форм урока
и на основе формирования чувственной сферы ребенка.
Слайд 2Образование – это индустрия, направленная в будущее.
С. П. Капица
Знания –
дети удивления и любопытства.
Луи де Бройль
О Урок! – ты –
солнце!
Ш. Амонашвили
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить.
А. Дистервег
Слайд 3Теоретический анализ проблемы.
Выготский Л. С. Психологические основы творческой деятельности.
Гузеев В.В.
Инновационные идеи в современном образовании.
Дайри Н.Г. Познавательная активность и эффективность
обучения.
Закон РФ «Об образовании».
Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии.
Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.
Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов у учащихся в процессе обучения.
Якиманская С. И. принцип активности в педагогической психологии.
Слайд 4Главное стратегическое направление развития системы российского образования
?
Развитие личности молодых граждан
России, формирование у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для
успешной социализации в обществе и на рынке труда.
Слайд 5Целевые ориентации педагогического опыта:
развить индивидуальные познавательные и творческие способности каждого
ребёнка;
максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребёнка;
помочь личности познать себя;
проблематизация содержания;
включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной;
обеспечить активность учебного процесса;
достичь высокого уровня усвоения содержания;
связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом;
воспитывать самостоятельность, сотрудничество, коллективизм, коммуникативность;
приобщать к нормам и ценностям общества.
Слайд 6Задачи педагогического опыта:
выяснить особенности мотивации включения учащихся в активную деятельность
на уроке;
деятельность каждого ученика должна стать достижением коллектива;
коллективная работа должна
способствовать продвижению каждого отдельного ученика;
создать такие условия, чтобы каждый мог проявить свои возможности;
общение на уроке между учеником и учителем должно вести к взаимообогащению;
уважать творческие возможности ученика и классного коллектива, быть ближе к личности ребёнка.
Слайд 7Основные положения педагогического опыта:
ребёнок усваивает материал не просто слушая или
воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него
потребности в знаниях;
совместные действия ведут к активизации учебно-познавательных процессов;
психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребности личности в самовыражении, самоутверждении и самореализации;
повышение теоретического уровня материала стимулирует рост умсвенных способностей ребёнка.
Слайд 8Особенности содержания педагогического опыта:
В образовательном процессе учитывается индивидуальная избирательность ученика
к содержанию и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать
полученные знания самостоятельно;
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес;
Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
Слайд 9Методы преподавания:
создание проблемных ситуаций;
объяснительный и поисковый методы;
дискуссия;
дидактические методы;
система творческих заданий;
проектная
деятельность.
Слайд 10Формы реализации методов:
фронтальная;
групповая;
индивидуально-парная;
индивидуальная.
Слайд 11Познавательная активность – это интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление
к учению.
Уровни познавательной активности:
Репродуктивно-подражательная – опыт деятельности накапливается через опыт
другого.
Поисково-исполнительская – нужно принять задачу и самому отыскать средства ее выполнения.
Творческая активность – задача ставится школьником, а пути ее решения новые, оригинальные.
Слайд 12Познавательный интерес – стремление ребенка к процессу познавательной деятельности, желание
углубиться в познание, чтобы видеть не поверхностные явления, а изучить
предмет интереса глубоко, всеобъемлюще и основательно.
Уровни развития познавательного интереса:
открытый, непосредственный интерес к новым фактам.интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений. Требует поиска, догадки, активного оперирования знаниями;
интерес учащихся к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей;
совершенствуются прежние и приобретаются новые способы учения.
Слайд 13Мотивация познавательной деятельности:
социальные мотивы – «быть образованными», «приносить пользу обществу»;
познавательные
мотивы – «интересно узнавать новое»;
моральные мотивы – «долг перед родителями»,
«занять свое место в коллективе, обществе»;
мотивы общения – атмосфера учения притягивает ребенка к коллективу, школе;
мотивы самовоспитания – ученик постоянно следит за своим продвижением, обогащением знаниями.
Слайд 14Активизация учебной деятельности на этапе выполнения учебной работы
Проблемное обучение. Используются
не только при изложении материала, но и при работе с
учебником, разнообразными наглядными средствами обучения. Концентрирует активную познавательную деятельность учащихся на узловых вопросах, способно распространить её на весь материал урока.
Чередование форм работы. Создает оптимальные условия для активной деятельности учащихся и в то же время исключает их перенапряжение, так как дает возможность переключать внимание на решение различных задач.
Слайд 153. Работа с историческими источниками.
(репродукции картин, рисунки, портреты исторических
деятелей, факсимиле
исторических документов, фотографии
памятников архитектуры и быта, карты и картосхемы
и т. д).
Способствует углеблению и конкретизации знаний
школьников, активизации процессов их мышления и
воображения, пробуждает и развивает интерес к истории.
Слайд 164. Персонификация и драматизация.
Помогает учащимся ярко и образно представить исторические
события и явления, раскрыть сущность общественных отношений, понять людей, живших
в другую эпоху.
Драматизация воспроизводит на уроках живой диалог
участников или очевидцев различных исторических событий.
Эти приемы помогают активизировать работу учеников с разнообразными источниками исторических знаний, пробуждают эмоциональное отношение к событиям прошлого и их участникам, обогащать нравственный опыт личности.
Слайд 175. Игровые формы. Игра вовлекает учеников в процесс самостоятельного поиска
новых знаний, делает учебный труд разнообразным, способствует развитию воображения, памяти,
внимания, расширяет кругозор, пробуждает и поддерживает интерес к истории.
6. Региональная и местная история. Активизация учебной деятельности осуществляется путем введения школьников в широкую информационную среду, в которой переплетаются данные об истории, этнографии, культуре народов края, а также используются разнообразные формы работы, связанные с поиском и изучением информации (библиотека, музей, экскурсии, беседы с очевидцами и участниками событий, конференции). Привлечение краеведческого материала на уроках истории осуществляется на основе широкого спектра заданий, ориентированных на активную деятельность школьников. Они предполагают работу с картой региона, составление хронологических таблиц, проведение учебных занятий в форме игры, подготовку сообщений, оформление альбомов.
Слайд 18Проектная деятельность – ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы
знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации
самостоятельного решения проблемы.
Проектная деятельность развивает:
креативность;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
устанавливать причинно-следственные связи;
обосновывать и рассуждать;
умение ставить и решать проблемы;
гибкое, беглое и оригинальное мышление;
богатое воображение;
ощущение красоты процесса и результата.
7. Проектная деятельность.
Слайд 19Виды проектов
Исследовательский:
аргументация актуальности темы;
определение проблемы, предмета, целей, задач исследования;
выдвижение гипотезы;
обозначение
метода исследования;
проведение эксперимента.
Творческий:
определение потребности;
исследование;
обозначение требований к объекту;
выработка идей, их анализ
и выбор одной;
планирование;
изготовление;
оценка (рефлексия).
Игровой:
намечается проблема;
ставится цель;
рефлексия;
соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Информационный:
изучают и используют различные методы получения информации;
обрабатывают информацию (анализ, обобщение, сопоставление, выводы).
презентация (доклад).
Практико-ориентированный:
продумать структуру проекта;
организовать координационную работу по корректировке совместных и индивидуальных усилий;
организовать презентацию полученных результатов и способов их внедрения в практику;
оценка проекта.
Слайд 20Типологические признаки
проекта
Число
участников
проекта
Продолжи-
тельность
проекта
Характер
координации
проекта
Характер
контактов
Метод,
доминирующий
в проекте
Исследовательский,
творческий,
информационный,
практико-
ориентированный,
игровой
Непосредственный,
скрытый
Среди участников
одного класса,
школы…
Слайд 23Рекомендации:
проект готовится вне урока;
проект тематически и по содержанию привязан к
программному материалу;
в формулировке темы проекта должна быть обозначена проблема;
выполнение проектного
задания для ученика обязательно должно быть сопряжено с самостоятельным решением проблемы и осуществлением обоснованного выбора из ряда альтернативных вариантов с последующей рефлексией;
проект – это работа в структуре исследовательской деятельности. Должен содержать предмет информационного поиска, поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов; аналитическую работу; обобщение, выводы, заключение; оформление результатов, презентация;
необходимо составить сценарий защиты проекта, где должны быть расписаны роли участников проекта;
обсуждение методов и результатов исследования проводить на уроке.
Слайд 24Проектное обучение эффективно, потому что:
личностно ориентированно;
способствует обучению в деле, совместному
учению, мозговому штурму, ролевой игре, дискуссии;
приводит к возрастанию интереса;
содействует развитию
знания, понимания, применения, анализа, синтеза;
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Слайд 25Результативность работы:
100 % успеваемость по предмету;
возрос интерес к предмету;
установлен контакт
даже с самыми «трудными детьми»;
слабые дети вовлечены в различные виды
деятельности на уроке;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
самостоятельная, продуктивная работа с учебным текстом и дополнительной литературой;
создание комфортной ситуации на уроке;
умение слушать друг друга и задавать вопросы;
оказавшись в ситуации выбора, смело принимать решения;
участие в предметной неделе в лицее;
участие в школьной и городских олимпиадах;
участиие в Прозрителевских и Ермоловских чтениях.
Слайд 26Рост качества знаний (в процентах)
Слайд 28Участие в городских конференциях
Слайд 29Приложение
Урок обществознания в 9 классе по теме «Политические партии.
Выборы»(урок-проект).
Слайд 30Творческие работы учащихся по теме «Эволюция жилья» (обществознание, 6 класс).
Слайд 31Научно – практическая конференция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы и обороны
Северного Кавказа
Слайд 32Конференция «Читаем книги о войне (5 кл.)»