Слайд 1Образ России в учебниках Казахстана
Выполнила ученица
10 класса МОУ «СОШ
№ 2» Алина Никифорова
Руководитель –
Григорьева Лилия
Валерьевна
Слайд 2Цель
выявить тенденции в освещении образа России
в учебниках Казахстана.
Слайд 3 ЗАДАЧИ
Изучить учебники Республики Казахстан с точки зрения освещения роли
России в истории Казахстана.
Выявить основные черты образа России, представленного в
этих учебниках.
Выяснить причины данного освещения роли России казахстанскими учёными.
Слайд 4Методы исследования:
изучение текста учебников и статей,
анализ,
cравнение,
обобщение.
Слайд 5 УЧЕБНИКИ:
1. Ж.
О. Артыкбаев. «Рассказы по истории Казахстана». 5 класс. – Алматы:
Издательство «Атамура», 2006.
2. А. Т. Толеубаева, Ж. К. Касымбаева и др. «История Казахстана». 10 класс. - Алматы: Издательство «Мектеп», 2006.
3. Т. Тырлыгул и др. История Казахстана. 11 класс. – Алматы: Изд-во «Мектеп», 2007.
Слайд 6 ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КАЗАХСТАНА В 18 – НАЧАЛЕ 20
ВЕКА.
«С конца 18 века положение казахского народа резко изменилось.
Ханства Средней Азии, Россия и Китай, воспользовавшись отсутствием силы, которая могла бы защитить казахское общество, перешли к конкретным действиям с целью разделить казахские земли. Над страной нависла опасность».
«Используя присягу казахских правителей на верность, Россия под предлогом защиты казахов от внешней угрозы начала захватывать земли для строительства крепостей и поселения на них русских казаков. Земли для перекочевок стали уменьшаться день за днем»
Слайд 7 ТЕМЫ. 10 класс
*Колонизаторская политика царского правительства
в Казахстане
*Потеря казахским народом независимости
*Завершение завоевания Казахстана Россией
*Особенности российской колонизации
Слайд 8Национально-освободительная борьба казахского народа
16 – 17 века.
Начало 18 века.
Середина 18
века.
Конец 18 века.
Восстание 1837 -1847 гг.
Конец 19 – начало 20
века.
7. 1917 -1991 годы.
Слайд 9КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Заключительный период
национально-освободительной
борьбы
«…половинчатое решение земельного вопроса, непрекращающаяся миграция из России
в Казахстан, сырьевой придаток промышленности, усиление политики русификации, не оправдавшаяся надежда казахского народа на государственное самоуправление»
Слайд 10ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ
«Однако Советское правительство не планировало полноценное разностороннее развитие промышленности Казахстана.
Край должен был остаться сырьевой базой. Доказательством этому может служить
тот факт, что ни одно предприятие не выпускало готовой продукции»
«Бытовали ложные слухи о том, что казахи не имеют навыков работы в промышленности и не смогут достойно трудиться».
Слайд 11КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ
«В результате насильственной и незаконной политики коллективизации в 1928-32
годах народ понёс невосполнимые утраты. Советское правительство конфисковало весь скот
казахов, таким образом намеренно подвергнув народ голоду, и до последнего наблюдало, как гибнут люди. С помощью оно не торопилось»
«Советскому Союзу не нужен был казахский народ со своей землёй и скотом, сюда хотели переселить другие народы и разбить здесь лагеря. Несмотря на эту политику казахский народ продолжал упорное сопротивление, борясь за своё выживание».
Слайд 12ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИНЫ
«Духовная жизнь казахов была под угрозой. Во время освоения
целины в Казахстан приехало 2 миллиона представителей других народов, казахов
стало 30 % от всего населения… Закрывались казахские школы, вместо них открывались русские. Возникла угроза развитию казахского языка»
«Сущность советской системы в Казахстане проявилась в особо уродливых формах.
Под видом советских обычаев преподносилась и абсолютизировалась роль русской культуры и языка. При отсутствии демократических традиций в общественной жизни России подобный патриотизм превращался по отношению к другим в настоящий геноцид».
Слайд 13
«Казахстан чуть было не лишился истории, традиций, родного языка. Только
16 декабря 1991 года казахский народ стал поистине суверенным государством,
закончился полуторавековой колониальный гнёт. Народ достиг вековой мечты. Казахстан стал независимым, суверенным государством»
Слайд 14ПРИЧИНЫ
* стремление казахстанских учёных стать независимыми участниками исторических исследований
*
отрицание позитивной роли России – необходимое условие для самоидентификации
* широкая общественная полемика повлияла на научную объективность историков
* «перестанем кормить Россию и заживём хорошо»