Разделы презентаций


Общественное движение 30-50 гг XIX века

Особенности общественного движения 30—50-х гг.В 30—50-х гг. XIX в. Россия переживала период великого исторического поворота от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Общественное
движение
30-50 гг XIX века
Выполнила Немова Ирина,
11 Б класс

Общественноедвижение30-50 гг XIX векаВыполнила Немова Ирина,11 Б класс

Слайд 2Особенности общественного движения 30—50-х гг.
В 30—50-х гг. XIX в. Россия

переживала период великого исторического поворота от уходящего аграрного общества к

обществу индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по- своему. Общественное движение в те годы имело несколько характерных особенностей:
— оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов; — произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством; — впервые консервативное направление получило собственную идеологию; — оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли; — участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.
Особенности общественного движения 30—50-х гг.В 30—50-х гг. XIX в. Россия переживала период великого исторического поворота от уходящего

Слайд 3Консервативное движение.
Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской

Академии наук графа С. С. Уварова, ставшего впоследствии министром народного

просвещения. Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т. д. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.
Крупнейшими теоретиками консервативного направления были также историки Н. Г. Устрялов и М. П. Погодин, драматург и поэт Н. В. Кукольник, писатели Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, М. Н. Загоскин. Они доказывали исключительность исторического пути России и считали его единственно правильным.

Консервативное движение. Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа С. С. Уварова, ставшего

Слайд 4Граф С. С. Уваров

Граф С. С. Уваров

Слайд 5Либеральное движение. Западники и славянофилы.
Российский либерализм был представлен в

те годы западниками и славянофилами. Складывание идеологии западничества и славянофильства

относится к концу 30-х — началу 40-х гг.

Представителями западничества были историки Т. Н. Грановский и Соловьев, юрист К. Д. Кавелин, литераторы П. В. Анненков, В. П. Боткин, И. С. Тургенев. Западники считали, что мировая цивилизация едина и вычленение из нее какой-либо страны ведет не к благу, а к загниванию. Они полагали, что Россия стала цивилизованным государством лишь благодаря преобразованиям Петра Великого, который впервые попытался привить своему народу черты европейской образованности. Задача России, по их мнению, состояла в том, чтобы примкнуть к Западу и образовать вместе с ним «единую общечеловеческую культурную семью».
Славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого народа, в том числе и русского. Говоря о России, они подчеркивали особенности ее государственного и общественного быта, православной веры. С этой точки зрения славянофилы отрицательно оценивали деятельность Петра I, считая, что его реформы повели Россию по пути ненужных заимствований у Запада. Это, по их мнению, стало причиной общественных неурядиц. Главной задачей, стоявшей перед страной в середине XIX в., славянофилы считали возвращение ее «в старое, самобытное состояние». Даже иностранные слова, вошедшие в русскую речь, они предлагали исключить из употребления. Теоретиками славянофильства были публицисты А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев.

Либеральное движение. Западники и славянофилы. Российский либерализм был представлен в те годы западниками и славянофилами. Складывание идеологии

Слайд 6Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих

течений общественной мысли были и общие черты:
— отрицательное отношение

к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности; — убежденность в необходимости коренных преобразований; — надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности; — расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер; — уверенность в возможности мирного осуществления реформ; — вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию.
Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений общественной мысли были и общие черты:

Слайд 7А. С. Хомяков
И.Аксаков
К.Аксаков

А. С. ХомяковИ.АксаковК.Аксаков

Слайд 8Кружки 20—30-х гг.
Помимо становления либеральных течений, в России получала распространение

и революционная идеология. Большую роль в ее зарождении сыграли студенческие

кружки 20—30-х гг., в которых участвовали и будущие либералы, и будущие сторонники революционных идей.

В московской гостиной 40-х гг. XIX в. С картины художника Б. М. Кустодиева. Слева изображены В. П. Боткин и Д. Л. Крюков, беседующие с М. С. Щепкиным; вошедший В. Г. Белинский здоровается с хозяином дома А. А. Елагиным, за столом сидят (слева направо) П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, за ними стоят А. С. Хомяков и П. В. Киреевский; справа — сидит А. П. Елагина, стоят А. И. Герцен и А. И. Тургенев

Кружки 20—30-х гг.Помимо становления либеральных течений, в России получала распространение и революционная идеология. Большую роль в ее

Слайд 9Конец 20-х — начало 30-х гг. можно назвать кружковым периодом

российского общественного движения. Небольшие кружки быстро раскрывались полицией, так и

не успев перерасти в тайные организации и выработать свою программу. Изменился состав кружков. Если во времена декабристов это была военная молодежь, выходцы из высших слоев, то теперь кружки включали представителей самых разнообразных слоев общества.
В 1827 г. властями был раскрыт кружок братьев Критских в Московском университете, в 1831 г. — кружок Н. П. Сунгурова, участники которого вынашивали планы вооруженного восстания.
Одним из объединений, в котором были представлены и будущие западники, и славянофилы, и будущие революционеры, был кружок, созданный в 1833 г. молодым философом и литератором Н. В. Станкевичем. В него входили такие разные люди, как Т. Н. Грановский и К. С. Аксаков, В. Г. Белинский и М. А. Бакунин.
В 1834 г. был разгромлен кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Кружки были раскрыты во Владимире, Нежине, Курске, на уральских заводах.
Конец 20-х — начало 30-х гг. можно назвать кружковым периодом российского общественного движения. Небольшие кружки быстро раскрывались

Слайд 10Революционное движение.
Революционное движение в России возникло в 40—50-е гг. XIX

в. Оно зародилось не только в центре России, но и

в ряде национальных районов. Здесь идеи революционного протеста соединились с требованиями национального освобождения. Одной из наиболее известных революционных организаций стало Кирилло-Мефодиевское общество на Украине (1846—1847). Его основателем был известный историк Н. И. Костомаров. Позже одним из руководителей организации стал выдающийся украинский поэт Т. Г. Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий. Главной своей целью участники общества считали создание федерации (равноправного объединения) славянских республик русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, сербов, хорватов, болгар. По вопросу о методах борьбы за осуществление своих идеалов члены общества разделились на два лагеря — сторонников умеренных мер (их возглавлял Костомаров) и приверженцев решительных действий (во главе с Шевченко).
Шло оформление и идеологии русского революционного движения. Оно было связано в первую очередь с деятельностью А. И. Герцена и Н. П. Огарева.
Революционное движение.Революционное движение в России возникло в 40—50-е гг. XIX в. Оно зародилось не только в центре

Слайд 11А. И. Герцена
Александр Иванович Герцен (1812—1870) был незаконнорожденным сыном

московского богача И. А. Яковлева. Герцен считал себя духовным наследником

декабристов. Вместе со своим другом Н. П. Огаревым в 1827 г. он дал клятву «отомстить за казненных». В 1829 г. Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета, где вокруг него и Огарева в начале 30-х гг. сложился кружок единомышленников, выступавших против феодально- крепостнических порядков. В 1834 г. Герцен был арестован и выслан в Пермь за публичное исполнение «пасквильных песен». В последующие годы он состоял на государственной службе и занимался научной и писательской деятельностью. В 1847 г. он выехал за границу и отказался вернуться в Россию. В 1852 г. Герцен поселился в Лондоне и в 1853 г. на деньги, полученные в наследство от отца, основал там Вольную русскую типографию, издававшую альманах «Полярная звезда», газету «Колокол», сборник «Голоса из России» и др. Они широко распространялись в России.
В 50-е гг. Герцен разработал основные положения теории «общинного», или «русского», социализма. Согласно учению Герцена, социализм в России возникнет непременно и главной его «ячейкой» станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина должны были стать основой построения социалистического общества. Главными условиями для этого Герцен считал освобождение крестьян и ликвидацию самодержавного политического строя.
Другим крупным теоретиком революционного направления был Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848). На словесном отделении философского факультета Московского университета вокруг него сложился кружок «Литературное общество 11-го нумера». Белинский вскоре был исключен из университета. В 1833 г. он вошел в кружок Н. В. Станкевича, а с 1834 г. вел литературно- критический отдел в журналах «Телескоп» и «Молва». В 1834 г. в «Молве» была напечатана его статья «Литературные мечтания». В ней автор резко критиковал идеи С. С. Уварова.
А. И. Герцена Александр Иванович Герцен (1812—1870) был незаконнорожденным сыном московского богача И. А. Яковлева. Герцен считал

Слайд 12В начале 40-х гг. под влиянием Герцена Белинский стал приверженцем

революционных социалистических преобразований в России. Его взгляды особенно отчетливо проявились

в критических статьях, опубликованных в журнале «Современник», издававшемся Н. А. Некрасовым. В них Белинский выступал как один из признанных духовных вождей зарождавшегося революционного лагеря. Наиболее отчетливо идеи Белинского были изложены в его «Письме к Н. В. Гоголю» (1847). В этом письме резко критиковалось самодержавие и крепостничество. Белинский главные задачи общественного движения видел в «уничтожении крепостного права, отменении телесного наказания, введении, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть». Письмо Белинского к Гоголю в сотнях списков расходилось по России и стало основой для формирования мировоззрения значительной части образованной молодежи.
В 40-е гг. были созданы первые революционные организации социалистов. К их числу прежде всего относится общество, сложившееся в 1845 г. в Петербурге вокруг М. В. Буташевича-Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. Еженедельно на «пятницы» Петрашевского собирались литераторы, учителя, чиновники, разделявшие революционно-демократические идеи. Среди них были молодые писатели М. Е. Салтыков и Ф. М. Достоевский, поэты А. Н. Плещеев и А. Н. Майков, ученый- географ П. П. Семенов, пианист А. Г. Рубинштейн. Они обсуждали наболевшие вопросы жизни России, осуждали крепостное право и самодержавную власть. Петрашевцы изучали социалистические учения того времени и возможность их осуществления в России. Под влиянием событий революции 1848 г. в Европе среди членов кружка высказывались мысли о необходимости подготовки революции в России.
В 1849 г. кружок был разгромлен, а 39 петрашевцев арестовано. 21 человек был приговорен к смертной казни, замененной каторгой и ссылкой.
Многие революционеры 40—50-х гг. со временем пересмотрели свои взгляды на революцию и социализм. В социалистическом учении разочаровался, например, Ф. М. Достоевский.
В начале 40-х гг. под влиянием Герцена Белинский стал приверженцем революционных социалистических преобразований в России. Его взгляды

Слайд 13В целом революционное движение в России именно в 40—50-е гг.

получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними причинами,

но и революциями в Европе.
Главными особенностями революционной идеологии этого периода стали:
— утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества; — обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе; — выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции социалистических учений.
Революционное движение 40—50-х гг. стало важной причиной, подталкивавшей власти к реформированию общества.
В целом революционное движение в России именно в 40—50-е гг. получило мощный толчок к развитию, вызванный не

Слайд 14П. Я. Чаадаев
Особое место в общественной мысли и общественном движении

30—50-х гг. занимал Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) — мыслитель и

публицист. Участник Отечественной войны 1812 г. и Северного общества декабристов, он в 1823—1826 гг. жил за границей, где оформились его философско-исторические взгляды. В своих «Философических письмах» (1829—1831) Чаадаев говорил об «отлученности» России от всемирной истории («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о «духовном застое» в России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют ее историческому развитию. За публикацию первого из своих писем в журнале «Телескоп» (1836) он был объявлен сумасшедшим, а сам журнал был закрыт. Отвечая на эти обвинения в «Апологии сумасшедшего» (1837), Чаадаев выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный христианский мир.
Главным итогом развития общественного движения 30— 50-х гг. стало широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции. Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, которая, не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразования.
П. Я. ЧаадаевОсобое место в общественной мысли и общественном движении 30—50-х гг. занимал Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856)

Слайд 15СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика